Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
Как известно, 12 марта 2012 г. был подписан Закон Украины №3778-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий». Тогда принятие этого закона было обусловлено необходимостью привести национальное законодательство о рекламе в соответствие с рамочной конвенцией Всемирной организации по охране здоровья и борьбе с табаком, ратифицированной Украиной еще в 2006 г. Одновременно авторы закона намеревались защитить нынешнее и будущее поколение от разрушительных последствий потребления табачных изделий, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма.
Как выяснилось по истечению 2 лет с момента принятия этого закона, оздоровительные цели, как, по крайней мере, уверяют в МОЗ, были достигнуты. А вот с юридической точки зрения Закон №3778-IV оказался несовершенным, оставив возможности для так называемого стимулирования продажи табачных изделий.
Эти возможности были выявлены и проанализированы сотрудниками управления защиты прав потребителей и рекламы Госпотребинспекции Украины, МОЗа, а также волонтерами общественных организаций, которые в августе с. г. провели мониторинг на предмет исполнения Закона №3778-IV, приуроченный к его 2-летнему юбилею. Мониторинг проводился в Киеве и 14 областных центрах Украины. За время его проведения были проверены 1024 пункта торговли табачными изделиями, из которых 542 киоска, 180 супермаркетов и 302 минимаркета. Результаты мониторинга были представлены 16 сентября 2014 г. на пресс-конференции: «Два года без рекламы сигарет: как исполняется Закон и новые формы продвижения табачной продукции».
Стимулирование продаж
По результатам мониторинга было выявлено, что предписания Закона №3778-IV исполняются практически на 100%. Прямые нарушения законодательного акта были выявлены всего в 3 случаях, а именно: размещение плакатов и/или постеров с изображением торговых марок сигарет, пачек сигарет в прикассовых зонах в Луцке и Одессе.
Напомним, что помимо этого запрета, ст. 22 Закона №3778-IV также запрещает:
Также в ст. 16 Закона прописан запрет на проведение дегустации табачных изделий, спонсорство разнообразных мероприятий под эгидой выпуска табачных изделий, предоставление финансовой помощи кому-либо производителями табачных изделий, проведение информационных кампаний при поддержке производителей табачных изделий и связанных с ними организаций.
Казалось бы, подобные меры способны поставить крест на табачном производстве Украины, однако, отметили спикеры, Закон №3778-IV не вызвал ожидаемого ажиотажа. Все дело в том, что производители практически сразу выявили «слабые места» упомянутого документа и с немалым успехом научились их обходить. Такими обходными маневрами стали:
Фактически, отметили спикеры, все эти маневры являются видами стимулирования продажи табачных изделий, что также запрещено Законом №3778-IV. Однако отсутствие четкого определения понятия «стимулирование» в указанном акте позволяет табачным производителям избежать ответственности.
«У нас не курят»?
Выход из этой ситуации борцы с курением видят в законодательном закреплении исчерпывающего списка запретов, в т. ч. полного запрета на раскладку и размещение упаковок сигарет на внешних витринах. Соответствующий законопроект уже разрабатывается общественными организациями и будет представлен на рассмотрение новой каденции парламента. Отметим, что подобный запрет уже введен во многих странах, в частности в Австралии, Канаде, Финляндии, Ирландии, Великой Британии. Результаты этого шага, по мнению спикеров, говорят сами за себя. «Одним из ключевых оснований для запрета видимого размещения сигаретных пачек в пунктах продажи является то, что эти места посещают дети, для которых табачная продукция превращается в обычный и даже соблазнительный товар. Поэтому изъятие сигарет с витрин существенно уменьшает приток новых курильщиков среди детей», – уверен приглашенный на мероприятие заведующий отделением контроля над табаком украинского института стратегических исследований МОЗ Константин Красовский.
А вот начальник отдела контроля в сфере услуг управления защиты прав потребителей и рекламы Госпотребинспекции Украины Олег Кобельков призвал спикеров не торопиться с подобными инициативами. Дело в том, что потребитель, согласно законодательству Украины, имеет право получить всю необходимую информацию о приобретаемом товаре, что в случае изъятия сигаретных пачек с витрин может оказаться проблематичным. «Очевидно, – уверен О. Кобельков, – проблему следует решать каким-то другим образом».
К какому из двух мнений прислушается законодатель, пока неизвестно. Однако уже сегодня можно говорить о том, что и те меры, которые предусмотрены Законом №3778-IV, по информации МОЗ, способствовали значительному снижению числа курильщиков в Украине.
«Исландия внедрила запрет видимого размещения сигаретных пачек в 2001 г., в результате чего количество курящих ирландских подростков к 2011 г. сократилось на 18%. Норвегия запретила видимое размещение сигаретных пачек в магазинах в 2010 г., и число курящих подростков сократилось с 19% в 2007 г. до 14% в 2011 г. Есть все основания считать, что аналогичный эффект будет иметь запрет раскладки сигаретных пачек и в Украине», – заведующий отделением контроля над табаком Украинского института стратегических исследований МОЗ К. Красовский
«Решение, которое мы будем предлагать парламенту – полный запрет на раскладку и размещение упаковок сигарет на внешних витринах с целью сокращения распространенности курения, прежде всего, среди молодежи», – руководитель центра контроля за табаком А. Скипальский
«За І полугодие 2014 г. Госпотребинспекцией было проверено 900 субъектов хозяйствования относительно соблюдения ими требований антимонопольного законодательства, в т. ч. запрета курения в заведениях ресторанного хозяйства. Нарушения установлены в 17,6% случаев. По результатам проверок к административной ответственности привлечены 25 лиц, на которых наложено административное взыскание на общую сумму 12,9 тыс. грн. К предприятиям, нарушившим требования законодательства, применены финансовые санкции на сумму 271,8 тыс. грн», – начальник отдела контроля в сфере услуг управления защиты прав потребителей и рекламы Госпотребинспекции Украины О. Кобельков