Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
10 сентября Президент Украины Петр Порошенко заявил, что уже на этой неделе внесет в парламент законопроект «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», известный также как закон «Об особом статусе некоторых районов Донбасса». Хотя текст документа еще не опубликован, общие его параметры известны.
Как следует из заявления Президента, закон не содержит каких-либо упоминаний о самопровозглашенных территориальных образованиях – Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР и ЛНР соответственно). Он предусматривает, что территории Донецкой и Луганской областей, подконтрольные в настоящее время сепаратистам, остаются в составе Украины, там сохраняется действие украинской политической, финансовой и судебной системы и оговорено проведение досрочных местных выборов. Предусматривается также децентрализация управления областью, расширение прав местного самоуправления – в частности, местные органы власти смогут решать, какой на местной территории язык использовать, какие события отмечать, как тратить деньги из местного бюджета.
Пункт об образовании на территории Донбасса отдельной особой территории был включен в текст соглашения, подписанного представителями Украины, России, ОБСЕ и самопровозглашенных ДНР и ЛНР 5 сентября в Минске. По мнению П. Порошенко, этот закон обеспечит мирный возврат территории Донбасса под украинский суверенитет.
Впрочем, уже через несколько дней лидеры ДНР и ЛНР заявили, что не собираются отказываться от идей независимости контролируемой ими территории, самостоятельных экономических и политический отношениях с Россией и выдвинули претензии на всю территорию Луганской и Донецкой областей.
На прошлой неделе министерство юстиции ЛНР выступило со специальным сообщением, обратив особое внимание на то, что «особый статус Донбасса не предполагает какой-либо зависимости от Украины», а лишь подразумевает экономические и социальные связи с ней «на правах партнерства и позиций равнозначных государств». Такая постановка вопроса со стороны сепаратистов ставит под сомнение возможность сохранения Киевом политической, финансовой и особенно судебной власти на конфликтной территории, учитывая, что политические процессы в непризнанных республиках зашли достаточно далеко.
На территории ДНР и ЛНР отменено действие ряда законов Украины. Например, в ЛНР было отменено проведение внешнего независимого оценивания абитуриентов, в ДНР начато создание своего банка и валюты, в обеих непризнанных республиках действуют свои органы исполнительной и законодательной власти, силовые структуры, приняты свои Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, разработанные по образцу соответствующего законодательства РФ, действуют свои Конституции. В Конституции ДНР, в частности, указано, что государственными языками Донецкой республики являются украинский и русский, что противоречит соответствующему положению Конституции Украины, согласно которому государственным языком страны является только украинский.
Напомним, что суды в ряде подконтрольных сепаратистам городов Луганской и Донецкой областей прекратили работу по обычному графику еще в мае-июле. В июле коллективы судов всех трех юрисдикций этих областей обратились в Совет судей за разъяснением, как действовать в сложившейся ситуации. 11 июля Совет судей рекомендовал судам, находящимся в зоне проведения антитеррористической операции (АТО), приостановить рассмотрение дел в обычном режиме. Рекомендации были приняты, хотя официально суды продолжали работать. Часть из них, впрочем, в условиях боевых действий все же вынуждены были прекратить работу, хотя некоторые вскоре возобновили ее. Например, Донецкий апелляционный административный суд 16 июля прекратил работу, а уже 1 августа снова возобновил рассмотрение судебных производств.
Смена подсудности
2 и 3 сентября Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ), Высший административный суд (ВАСУ) и Высший хозяйственный суд (ВХСУ) на основании вступившего в силу Закона «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции» №1632-VII издали распоряжение, согласно которому изменена территориальная подсудность судебных производств ряда судов Донецкой и Луганской областей.
Так, из подконтрольных сепаратистам городов в Донецкой области судебные производства переводятся в районные и горрайонные суды Запорожской и Днепропетровской областей. Например, производства, находившиеся ранее в Апелляционном суде Донецкой области, теперь будут рассматриваться в Апелляционном суде Запорожской области, а производства Донецкого апелляционного административного суда будут рассматриваться в Харьковском апелляционном административном суде.
Как следует из распоряжения ВССУ, по состоянию на сентябрь осуществление правосудия невозможно в 34 из 55 местных и в Апелляционном суде Донецкой области в его части в Донецке. Дела из Апелляционного суда Луганской области переведены в Апелляционный суд Харьковской области. Производства всех остальных судов Луганской области хотя и остаются в ее пределах, но разбросаны по разным городам на территории, подконтрольной украинским войскам. Процедура перевода дел должна быть завершена до 16 сентября.
Уйти или остаться
Сейчас на территориях, подконтрольных сепаратистам, активно происходит демонтаж судебной системы Украины и захват помещений судов. Ст. 80 Конституции ДНР предусматривает создание отличной от украинской судебной системы, которая включает суды первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанций. Предполагается создание республиканских мировых судов и Верховного суда ДНР, причем судьи мировых судов будут избираться населением. Для осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности будут созданы арбитражные суды, а осуществлять контроль над соответствием указов органов власти ДНР Конституции будет Конституционный суд. Таким образом, предполагается создание судебной системы, внешне напоминающей судебную систему Российской Федерации.
Следует отметить, что ст. 40 Конституции ДНР содержит норму, согласно которой «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Таким образом, изменение подсудности рассмотрения дел, введенное в начале сентября высшими спецсудами, с точки зрения ДНР является незаконным. Отдельно прописано и положение, что судьями могут быть только граждане ДНР, принявшие соответствующую присягу. Аналогичные процессы происходят и в ЛНР.
В такой ситуации у судей, работающих в судах на подконтрольной сепаратистам территории, выбор сейчас сводится к двум вариантам: сменить место работы и перевестись в суды на остальной территории Украины или остаться работать в судах ДНР и ЛНР, что равносильно государственной измене с точки зрения норм украинского законодательства. Пока информации о переходе судей на работу в суды непризнанных республик нет. Большинство судей, опрошенных нашим изданием, подтвердили приверженность законам Украины. Из известных в судейском сообществе лиц сепаратистов открыто поддержал лишь председатель Апелляционного суда Луганской области в 2006–2011 гг. Анатолий Визир, в апреле провозгласивший себя «временным президентом Федерации Юго-востока Украины».
Впрочем, как рассказали «Судебно-юридической газете» сами судьи, в случае, если ситуация зайдет слишком далеко, многое будет зависеть и от позиции украинских властей, в частности, их готовности обеспечить судей работой и должностями в других городах страны, жильем, достаточным материальным обеспечением.
Трудности перевода
Решение вопросов по переводу в другие суды страны, по свидетельству судей из Донецкой и Луганской областей, представляет собой большую проблему. По закону указы о переводе издает Президент, а если речь идет о переводе судьи, избранного бессрочно, в суд другого уровня той же судебной специализации, решение принимает Верховная Рада. Начиная с марта с. г. по нынешний день перевестись из конфликтного региона удалось лишь нескольким судьям, в частности, бывшему судье Апелляционного суда Донецкой области, члену Высшей квалификационной комиссии судей Дмитрию Сокуренко – с 23 апреля он занимает должность судьи Апелляционного суда Киева.
Характерным примером является история с переводом на материковую часть Украины судей из Крыма и Севастополя после их аннексии Россией. Весной 48 крымских судей разных инстанций и юрисдикций изъявили желание покинуть полуостров и перевестись в суды Украины. Около 20 из них были переведены указом и. о. президента Александра Турчинова еще в апреле, а 25 – лишь прикреплены к судам в разных областях страны. Трое судей административных судов все еще ожидают прикрепления (Совет судей административных судов принял решение относительно них9 сентября).
Впрочем, практика прикрепления судей к конкретным судам является лишь компромиссным вариантом, ведь по закону такие судьи не имеют права осуществлять правосудие, следовательно, их работу нельзя считать полноценной. В свою очередь, расширение штатного расписания судов за счет переведенных судей вынуждает председателей этих судов расширять штаты, набирать помощников и секретарей для новых судей, поскольку без них судьи не могут полноценно работать. Решение этой проблемы требует дополнительного финансирования.
Опрошенные изданием судьи из Донецкой и Луганской областей полагают, что должен быть издан указ о временном переводе судей в те суды, в которые переданы производства из их судов. «Законодатель должен дать такую возможность, многие судьи согласны временно сменить место работы и проживания», – считает председатель Донецкого апелляционного административного суда Раиса Ханова. По данным «Судебно-юридической газеты», из 31 судьи Донецкого апелляционного административного суда переехать работать в Харьков согласны 22 человека. Однако неясно, что делать с аппаратом суда, общая численность которого составляет 180 человек.
Еще одним вариантом решения проблемы может быть увольнение судей. По данным редакции, многие судьи Донецкой и Луганской областей всерьез рассматривают возможность увольнения по собственному желанию. В частности, о таком желании неофициально сообщили ряд судей Апелляционного суда Донецкой области. Однако эта процедура также достаточно сложна, поскольку в случае, если судья избран бессрочно, его увольнение производится только на основании соответствующего постановления Верховной Рады, а она не торопится рассматривать вопросы увольнения судей, в т. ч. и тех, которые достигли предельного возраста для занимаемых должностей.
Требует решения и проблема выплаты заработной платы. Например, судьи Апелляционного суда Луганской области до сих пор не получили зарплату за август. В Донецкой области, хотя деньги судьям и перечисляются, во многих городах, контролируемых сепаратистами, не работают банки и банкоматы, не работает Государственная казначейская служба, через которую финансируется Апелляционный суд Донецкой области и территориальное управление Государственной судебной администрации, которое выплачивает заработную плату судам первой инстанции общей юрисдикции. Похожая ситуация и в Луганской области.
Неясно пока, и каким образом будет проходить передача дел из судов Луганской и Донецкой областей, поскольку сепаратисты намерены воспрепятствовать проведению этой процедуры. Так, 4 сентября группа вооруженных боевиков захватила здание Донецкого апелляционного административного суда. Поводом к захвату послужили слухи, что руководство суда вывозит дела на территорию, контролирую украинскими войсками. Хотя эта информация не подтвердилась, после решения высших спецсудов внимание сепаратистов к судам, очевидно, повысится. Так, уже 11 сентября было захвачено здание хозяйственного суда в Донецке.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Денис Масенко, член Совета судей Украины, судья Апелляционного суда Луганской области
– Для меня решение спецсудов о смене юрисдикции означает, что теперь я как судья не могу рассматривать никаких дел. Выход из этой ситуации ищут советы судей специализированных судов, Совет судей Украины. Для того, чтобы перевестись на работу в суд в другой области, нужны законодательные изменения, а никаких указов по прикреплению судей из Луганской и Донецкой областей пока нет.
Что касается участников судебного процесса, для них решение спецсудов также представляет определенную проблему. Хотя если говорить об участниках процесса при рассмотрении гражданских дел в суде апелляционной инстанции, ситуация, в принципе решаема, поскольку рассмотрение апелляции может проходить и без участия сторон. Сложнее будет в судах первой инстанции.
Я убежден, что судебная система Украины все же не ушла из Донбасса. Да, дела рассматриваются в Харькове, но сам суд остается в Луганске, это нужно понимать. Отмечу, что среди тех представителей судейского корпуса, с которыми мне приходилось общаться, я не слышал, чтобы кто-то изъявлял желание работать или вообще как-то сотрудничать с ЛНР.
Людмила Соломаха, член Совета судей Украины, судья Апелляционного суда Донецкой области
– Закон о переносе рассмотрения дел, находящихся в производстве ряда судов Донецкой и Луганской областей, в другие регионы Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Харьковской областей не даст каких-либо действенных результатов. Суды Донецкой и Луганской областей фактически не имеют возможности передать свои дела – они находятся на территории, подконтрольной террористам, выезд из которой контролируются через т. н. блокпосты. Положительный аспект закона заключается в том, что он дает возможность гражданам, производства которых еще не находились в судах, обращаться с заявлениями и исками.
Руслан Арсирий, член Совета судей административных судов, судья Окружного административного суда Киева
– Думаю, инициативу должны взять в свои руки Президент и Верховная Рада. Нужен закон, который решил бы проблемы трудоустройства судей из Луганской и Донецкой областей, например, перевода их на работу в другие суды страны. Можно сделать еще проще. У нас уже действует Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». В него можно добавить несколько пунктов о территориях, находящихся в состоянии террористической угрозы, и на их основании решать вопросы людей, в т. ч. и судей. В любом случае надо действовать. Сейчас этими вопросами занимается Совет судей, хотя это не входит в его компетенцию. Получается, что о судьях у нас вспоминают только тогда, когда что-то где-то происходит. Умер человек в следственном изоляторе? – Судья виноват! А то, что у судей тоже возникают проблемы, никому не интересно. Так быть не должно.
Владимир Погребняк, член Совета судей хозяйственных судов, судья ВХСУ
– Сегодняшние реалии на Востоке страны таковы, что и система государственного управления, и судебная власть оказались в ситуации, которой раньше никогда не было. Потому и готовых рецептов решения проблемы с судами в зоне АТО нет. Там, где вооруженные люди заходят в суды и угрожают судьям, работникам аппарата или их семьям физическим насилием, уничтожением имущества, работать нельзя, необходимо беречь людей.
Варианты выхода из сложившейся ситуации, например, по части хозяйственных судов есть, но называть их пока не стоит. Люди, захватывающие здания судов, оказывается, тоже оперативно отслеживают все, что делают государственные органы. Так, в соответствии с недавними законодательными новеллами, изменена территориальная подсудность дел ряда судов Донецкой и Луганской областей, которые уже не могут осуществлять правосудие. Можно пойти дальше и изменить адрес суда, т. е. оставить суд в пределах области, но перевести дела и людей в другой город. Можно рассматривать варианты откомандирования судей в распоряжение других судов. Но тут тоже есть сложности.
Как известно, 11 сентября захвачен хозяйственный суд Донецкой области, вопреки решению ВХСУ, запрещена передача дел из здания суда. Над выходом из сложившейся ситуации работают все ветви власти. Крымский опыт здесь не вполне подходит. На территориях Донецкой и Луганской областей, подконтрольных незаконным вооруженным формированиям, все по-другому, там фактически идут боевые действия. Выводить же те суды, которые хоть и находятся в зоне АТО, но работают в нормальном режиме, где нет угрозы жизни и здоровью, считаю, нецелесообразно, потому что суды существуют не сами по себе, а для обслуживания граждан, проживающих в пределах административных единиц.
Денис Попков, судья Донецкого апелляционного хозяйственного суда
– Сейчас Донецкий апелляционный хозяйственный суд не работает. Была предпринята попытка перенести его работу в Мариуполь, но в связи с военными действиями это сделать не удалось. Сейчас руководство суда вместе с ВХСУ и судебной администрацией думают, как решить сложившуюся проблему, перемещать людей из Донецка или нет. Но пока это только переговоры, никакой ясности нет. Перевод в другой суд тоже под вопросом, поскольку у каждого судьи в соответствующем документе четко указано, судьей какого суда он является. При работе в другом суде, не будучи его судьей, возникает вопрос о праве рассмотрения дел. Институт прикомандирования к другим судам судьям неизвестен. Возможно, можно перенести адрес суда и сообщить, что такой-то суд временно располагается по такому-то адресу и рассматривает дела такого-то суда. Вообще, сейчас я не вижу, чтобы государство было как-то заинтересовано в решении проблем судов в зоне АТО.
Галина Каныгина, судья Верховного Суда Украины
– Сейчас принят порядок передачи дел одних судов другим. Например, дела Ленинского райсуда Луганска переданы Сватовскому районному суду Луганской области. Но при этом непонятно, почему не идет речь о переводе самих судей. Почему бы не прикомандировать судей Ленинского суда к Сватовскому суду, чтобы они осуществляли правосудие на территории Сватовского района, но при этом рассматривали дела Ленинского? Это можно было сделать. Думаю, что в законодательстве необходимо предусмотреть работу в таких условиях, которые сложились в Луганской и Донецкой областях. Все наше действующее законодательство направлено на регламентацию работы судов и осуществление правосудия только в мирное время. Вообще, все должно регламентироваться законами, а не приказами Государственной судебной администрации или председателей спецсудов.