РЕФОРМА ПРОКУРАТУРЫ
Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
17 августа на подпись Президенту Украины был направлен законопроект №4446а о внесении изменений в Закон «О прокуратуре» относительно создания военных прокуратур. За его принятие проголосовали 249 народных депутатов, уверенных в том, что документ позволит обеспечить исполнение полномочий прокуроров относительно укрепления законности и правопорядка в оборонном секторе страны.
Закон устанавливает порядок образования, укомплектования и материально-технического обеспечения военных прокуратур, а также социальную защиту их работников со статусом военнослужащих. Для этого в Закон «О прокуратуре» вносится ряд изменений.
Так, ст. 13 дополняется положением о военных прокуратурах, к которым причисляются Главная военная прокуратура, военные прокуратуры регионов, военные прокуратуры гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. Полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации военных прокуратур, определению их статуса, компетенций, структуры и штатов возлагаются на Генерального прокурора Украины.
В ст. 14 указывается, что возглавит Главную военную прокуратуру заместитель Генерального прокурора Украины – Главный военный прокурор.
Исполнять задачи, намеченные разработчиками законопроекта, предписывается следователям по особо важным делам, старшим следователям и следователям (ст. 17). Они уполномочиваются проводить предварительное следствие по делам, содержащим признаки преступлений, отнесенных законом к их подследственности, а также по делам, переданным им прокурором.
В соответствии со ст. 46-1, военными прокурорами и следователями назначаются граждане из числа офицеров, проходящих военную службу или находящихся в запасе и имеющих высшее юридическое образование. В отдельных случаях по приказу Генерального прокурора Украины на должности прокуроров и следователей военных прокуратур могут быть назначены лица, которые не являются военнослужащими, не пребывают в запасе, но соответствуют требованиям, выдвигаемым к этой должности.
В зависимости от стажа работы и занимаемых должностей, военнослужащим военной прокуратуры будут присваиваться военные звания, соответствующие классным чинам сотрудников прокуратуры. Должности военных прокуроров и следователей и соответствующие им воинские звания будут включены в перечень воинских должностей (ст. 47).
Денежное содержание прокуроров, следователей и других работников военных прокуратур, обеспечение их деятельности предписывается осуществлять Генеральной прокуратуре Украины.
А вот обеспечение военных прокуратур охраной, транспортом и средствами связи (в т. ч. специальными), средствами индивидуальной защиты, огнестрельным оружием, другим необходимым имуществом, а военнослужащих этих прокуратур – обмундированием передается в вотчину Министерства обороны Украины (ст. 52).
Аргументы…
Обосновывая свою позицию, авторы законопроекта напоминают, что с принятием 13 апреля 2012 г. Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Уголовного процессуального кодекса Украины» из Закона «О прокуратуре» были изъяты положения о военных прокуратурах. Вместо них были сформированы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в военной сфере, которые, однако, структурой, укомплектованием, а главное, принципами своей деятельности не отвечают уровню угроз государству в военной сфере.
Дело в том, что особенность организации деятельности прокуратур в военной сфере определяется, прежде всего, ее объектами – военными формированиями и оборонно-промышленным комплексом. На эти прокуратуры возлагается надзор за соблюдением законов по обеспечению военной безопасности государства. Расположение же прокуратур в военной сфере на территории одного региона (города, области) делает невозможным осуществление эффективного надзора за воинскими частями и учреждениями, которые имеют, как правило, различную подчиненность, а вышестоящие органы военного управления чаще всего находятся в других населенных пунктах.
Система военных прокуратур, в отличие от территориальных, должна строиться по экстерриториальному принципу, обеспечивающему максимальное приближение к структуре и дислокации поднадзорных воинских формирований и органов их управления. Для этих формирований и органов характерны высокая мобильность и готовность к мобилизации резервов в случае объявления особого периода. При необходимости военные прокуратуры в особый период могут мобильно передвигаться вместе с войсками, обеспечивая законность и правопорядок с учетом специфики внутренней деятельности самих военных объектов. Это позволит оперативно решать вопросы, связанные с мобилизационной подготовкой и мобилизацией.
Подкрепляют свои аргументы, разработчики документа обратились к опыту таких стран, как Республика Азербайджан, Республика Беларусь, Республика Болгария, Республика Армения, Королевство Дания, Республика Кипр, Республика Молдова, Республика Сербия, Швейцарская Конфедерация и т. п.
… и факты
Невзирая на всю силу приведенных парламентариями аргументов, остаются факты, с которыми, увы, не поспоришь.
Во-первых, очень точно обращают внимание не технические недочеты принятого закона эксперты Главного научно-экспертного управления аппарата ВР. Так, в заключении ГНЭУ указывается, что восстановление деятельности военных прокуратур не может состояться в полном объеме без внесения соответствующих изменений в УПК, ведь именно принятие этого акта было основанием для фактической ликвидации военных прокуратур.
Далее, помимо прочих замечаний, наиболее острым моментов все же остается финансирование. Невзирая на то, что разработчики законопроекта не видят необходимости в дополнительных средствах на его реализацию, пишут эксперты ГНЭУ в своем заключении, создание новых структур прокуратуры потребует выделения помещений, техники, обеспечения обмундированием, надлежащего финансирования и материально-технического обеспечения со стороны как Генеральной прокуратуры Украины, так и Министерства обороны Украины, что потребует соответствующего увеличения финансирования этих органов за счет бюджетных средств.
Во-вторых, в пояснительной записке к законопроекту указано, что целью его принятия является создание механизма, позволяющего укрепить законность и правопорядок в оборонном секторе государства. В то же время, многие эксперты уверены, что без военных судов такой механизм будет неполным. «Раз уж мы возвращаемся к военным прокуратурам, – считает член Совета судей Украины, судья Апелляционного суда Киева Олег Присяжнюк, – необходимо возобновлять и военные суды. В противном случае лицо, попавшее в поле зрения военной прокуратуры, будет лишено возможности использовать все средства для своей защиты, что гарантирует Конституция Украины». По словам г-на Присяжнюка, попытки вернуть военные суды предпринимаются достаточно давно, однако законодатель, очевидно, пока в этом не заинтересован.
Комментарий ЭКСКЛЮЗИВ:
Олег Присяжнюк, член Совета судей Украины, судья Апелляционного суда Киева
– Вместе с возвратом к законодательной норме о военной прокуратуре необходимо вернуться и к норме о военных судах. Эта норма была бы особенно актуальна ввиду ситуации, которая сложилась на Востоке Украины. Не следует забывать, что многие вопросы в военной сфере должны решаться в судебном порядке. Наряду с наказанием виновного лица, суд должен защитить невиновное лицо, по тем или иным причинам попавшее в орбиту судопроизводства. Военная прокуратура без военного суда не сможет составить полноценный механизм обеспечения законности на вверенной ей территории. Тем более, что на территории, на которой развернута антитеррористическая операция, некоторые суды, как мы знаем, прекратили свою работу. Попытка сохранить военные суды предпринималась еще в 2010 г., однако до сих пор речь об их восстановлении не идет.