Заменят ли прокуроры судей?

18:33, 22 августа 2014
Газета: 31-32 (249-250)
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю...
Заменят ли прокуроры судей?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

На днях парламент принял законопроект №4311a «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно особого режима предварительного расследования в условиях военного, чрезвычайного положения и в районе проведения антитеррористической операции» (на момент сдачи номера он подписан Президентом). Инициатором законопроекта выступил народный депутат Геннадий Москаль, сам же закон был принят парламентом со второго раза и за него проголосовали 233 парламентария.

Законодатель объясняет, что разработать данный законопроект заставила политическая обстановка, которая сложилась в стране. «В течение последних месяцев в Украине произошла эскалация терроризма и сепаратизма. Такая ситуация без преувеличения угрожает национальным интересам государства и общества, а также территориальной целостности страны. Особенно обострилась ситуация на Донбассе, где наблюдается существенное увеличение количества преступлений как общеуголовной, так и экстремистской направленности», – отметил Г. Москаль.

В отдельных регионах из-за нарушения транспортного и почтового сообщения, а также других видов связи выполнение поставленных перед правоохранительными органами задач оказалось под угрозой, проведение ряда предусмотренных УПК Украины процессуальных действий в установленные сроки стало проблематичным. В первую очередь, это касается такой важной меры, как задержание лица по подозрению в совершении преступления и получение постановления суда об избрании в отношении этого лица меры пресечения.

Как утверждает инициатор законопроекта, Апелляционный суд Луганской области не использует возможность, предусмотренную ч. 3 ст. 318 УПК в части права проведения отдельных процессуальных действий вне помещения суда. Хотя такая возможность существует, так как судебные заседания можно проводить в специально оборудованных помещениях-залах тех судов, которые расположены на территории, подконтрольной государственной власти.

Особый режим досудебного расследования

По мнению парламентариев, с целью проведения досудебного расследования в полном объеме наиболее оптимальным решением станет внесение изменений в УПК. Они будут регламентировать, что на время проведения антитеррористической операции, введения чрезвычайного или военного положения на всей территории государства или ее отдельной части соответственно будет введен особый режим досудебного расследования. Согласно с этим режимом, полномочия следственных судей, предусмотренные действующим УПК, временно передаются соответствующим прокурорам, которые приобретают дополнительные процессуальные права.

В частности, прокуроры приобретают право без решения суда рассматривать ходатайства о временном доступе к вещам и документам (ст. 163–164 УПК); давать разрешения на обыск жилья или иного владения (ст. 234–235 УПК); рассматривать ходатайства о разрешении на проведение негласных розыскных действий (ст. 247–248 УПК), а также удовлетворять ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей на срок до 30 суток относительно подозреваемых в совершении преступлений против основ национальной безопасности Украины, общественной безопасности, общественного порядка и нравственности, авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, правосудия, а также против мира, безопасности человечества и международного правопорядка.

«Важность таких изменений обусловлена практической невозможностью своевременного выполнения формально-обязательных процессуальных действий в военно-полевых условиях или во время конфликтного взаимодействия с ополченцами и иностранными диверсантами», – отметил г-н Москаль.

В противоречии с Основным Законом?

Однако эксперты сразу заметили, что наделение прокуроров такими широкими функциями противоречит Конституции Украины и Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, грубо нарушает стандарты прав человека и является недопустимым в демократической стране. В свою очередь, ст. 11 Закона «О правовом режиме чрезвычайного положения» гласит, что при введении чрезвычайного положения не могут быть прекращены или ограничены полномочия судов, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В то же время, юристы отметили, что раскрытие преступлений и осуществление уголовных производств в условиях военного и чрезвычайного положения, АТО требует особой регламентации именно потому, что нормальное функционирование государственных институтов на некоторое время становится невозможным. Но в действующем УПК Украины эти вопросы не нашли решения, т. е. порядок уголовного судопроизводства в условиях военного, чрезвычайного положения и проведения АТО пока отсутствует.

По мнению экспертов, более целесообразным было бы дополнить УПК отдельным разделом «Особенности уголовного судопроизводства в условиях военного, чрезвычайного положения, а также проведения антитеррористической операции», который предусматривал бы положение о подследственности и подсудности уголовных производств в этих условиях, о продлении сроков предварительного расследования на время действия на соответствующей территории Украины военного, чрезвычайного положения, проведения АТО, а также положения об особенностях проведения следственных (розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий, о порядке приостановления и окончания предварительного расследования по уголовным производствам, которые были начаты до момента введения чрезвычайного или военного положения.

Впрочем, как отмечают эксперты, в сложившихся условиях прокуратура вряд ли сможет более продуктивно выполнять свои функции, чем суды, а данные изменения вполне могут стать предметом разного рода злоупотреблений.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Геннадий Москаль, первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией

– Закон разработан с целью повышения уровня защиты мирных граждан от террористов, а также наиболее опасных преступлений на территории, где действует правовой режим военного или чрезвычайного положения, и в зоне проведения АТО. В Луганской и Донецкой областях расследование уголовных правонарушений значительно осложнилось из-за прямого военного противодействия со стороны экстремистов. В процессе активизации боевых действий не исключены случаи отсутствия физической возможности доставить задержанное лицо в суд для рассмотрения ходатайства об избрании в отношении него меры пресечения согласно ст. 211 УПК Украины, что может способствовать освобождению от уголовной ответственности лиц, причастных к террористической деятельности.

Виталий Ярема, Генеральный прокурор Украины

– Хочу сказать, что в организации работы прокуратуры (как Генеральной, так и на местах) есть еще ряд существенных недостатков. Сегодня Генеральной прокуратурой Украины и СБУ открыто более 1500 уголовных производств по фактам разных правонарушений, совершенных во время проведения АТО. Более 150 лиц привлечены к уголовной ответственности. Прокуратура имеет право открывать уголовные производства по ст. 258 УК и передавать материалы в СБУ, и на сегодняшний день мы так и делаем.


Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом. В случае настоятельной необходимости предотвратить преступление или пресечь его уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в течение 72 часов должна быть проверена судом. Задержанное лицо немедленно освобождается, если в течение 72 часов с момента задержания ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей, – ст. 29 Конституции Украины.


В соответствии с преамбулой Закона «О правовом режиме чрезвычайного положения», чрезвычайное положение – это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой иными способами невозможно.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики