Мария Дегтяренко,
специально для «Судебно-юридической газеты»
Куда идут средства налогоплательщиков? На что и как тратятся деньги распорядителями средств государственного и местного бюджетов, субъектами хозяйствования государственной и коммунальной собственности, фондами общеобязательного государственного страхования и органами пенсионного фонда? Многих граждан Украины эти вопросы очень и очень интересуют. Они в определенной степени регулируются отдельными нормами Бюджетного кодекса Украины, законами «О доступе к публичной информации», «Об осуществлении государственных закупок» и »Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности». Однако, по мнению народных депутатов Л. Оробец, А. Пышного,М. Головка, В. Чумака, О. Медуницы и О. Калетник, этого явно недостаточно. С точки зрения названных нардепов указанные нормы фрагментарны, размыты и имеют несистемный характер, что существенно сужает право граждан на публичный доступ к информации относительно использования их средств как налогоплательщиков.
В связи с этим парламентарии внесли в парламент законопроект №2012а «Об открытости использования публичных средств», и он был принят Верховной Радой в первом чтении 3 июня с. г. Целями принятия законопроекта являются обеспечение публичного доступа и информационной открытости использования публичных средств, а также законодательное фиксирование современных стандартов стран Европейского Союза по взаимодействию государства и гражданского общества. Последнее, в свою очередь, по мнению авторов проекта, будет способствовать интеграционному продвижению Украины в ЕС.
В законопроекте предлагается обязать распорядителей средств государственного и местных бюджетов, субъектов хозяйствования государственной и коммунальной собственности, фонды общеобязательного государственного страхования и органы пенсионного фонда ежеквартально размещать на специальном едином веб-портале информацию о запланированном и фактическом использовании публичных средств. Особенно интересно, что законодательная инициатива предусматривает обнародование информации и о служебных командировках. Но рассмотрим по порядку, какую именно информацию об использовании публичных средств предлагается представить на суд общественности.
Что должно быть обнародовано?
Законопроект разделяет информацию об использовании публичных средств, которая подлежит обнародованию, на виды: информация об использовании средств государственного и местных бюджетов; информация об использовании средств предприятий; информация об использовании средств Пенсионного фонда; информация об использовании средств общеобязательного государственного страхования. В ст. 3 законопроекта для каждого из указанных видов (за исключением последнего по непонятной причине) приведен перечень информации, которая подлежит обнародованию.
Куда и на что идут ограниченные средства государственной казны – конечно, самое главное. И в соответствии с требованиями, которые выдвигаются в законопроекте, в случае использования бюджетных средств предполагается публиковать следующую информацию: о главном распорядителе бюджетных средств; о размере утвержденного бюджетного финансирования на соответствующий год; об объеме фактического поступления и объеме кассовых расходов бюджетных средств за отчетный период всего и в разрезе бюджетных программ. Кроме того, в случае использования как бюджетных, так и других публичных средств предполагается публиковать информацию о договорах, заключенных за отчетный период, и об исполнении договоров, заключенных в предыдущие отчетные периоды, со всеми приложениями, которые являются их неотъемлемой частью.
Хочется отметить, что законопроект предусматривает опубликование довольно обширных сведений о заключенных договорах, в т. ч. о предмете договора, исполнителе (название, идентификационный код юридического лица, адрес), стоимости, количестве закупленного товара, работ и/или услуг, цене за единицу (при наличии), о проведенной процедуре закупки или обосновании ее отсутствия со ссылкой на закон, об объеме платежей по договору в отчетный период, о сроке действия договора и т. д. Также предусмотрено опубликование обширных сведений о состоянии выполнения договоров, заключенных в предыдущие отчетные периоды, в т. ч. об объеме платежей по договору в отчетный период, о наличии или отсутствии претензий и штрафных санкций, и пр., а также актов выполнения договора (оказанных услуг, приема-передачи, выполненных работ) при наличии. Правда, в случае использовании средств предприятий, согласно законопроекту, требуется предоставить информацию только о договорах, общая стоимость которых превышает 1 млн грн.
Что касается служебных командировок, предусмотрена публикация данных об их количестве и общем объеме расходов на них. При этом количество и объем расходов на заграничные командировки должны быть указаны отдельно.
Теперь ответим на самые популярные вопросы.
Где должно быть обнародовано?
На манер уже созданных веб-ресурсов – единого веб-портала административных услуг (http://poslugy.gov.ua/) и портала государственных закупок (www.tedner.me.gov.ua) – законопроектом предусмотрено создание официального государственного ресурса в интернете – Единого веб-портала использования публичных средств. Информация, которая будет обнародована на этом портале, будет считаться государственной собственностью. Тем не менее,она будет в свободном и бесплатном доступе.
Как долго будет храниться информация?
Она сохраняется в режиме свободного доступа в течение 3 лет со дня опубликования.
Сколько будет стоить налогоплательщикам их право на информацию об использования публичных средств?
Создание и функционирование веб-портала потребует бюджетного финансирования. Согласно пояснительной записке к законопроекту, предполагается потратить на его создание и запуск в тестовом режиме в 2014 г. 500 тыс. грн, а на содержание – 3 млн грн ежегодно, начиная с 2015 г. Дополнительные расходы авторы законопроекта предлагают покрыть за счет поступлений от акцизного налога с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции).
Ответственность за нарушения требований положений будущего закона
В ст. 4 законопроекта предусмотрена ответственность за необнародование установленной информации; за обнародование недостоверной, неточной или неполной информации; за несвоевременное обнародование информации для руководителей распорядителей и получателей средств государственного и местных бюджетов, предприятий, органов Пенсионного фонда, а также фондов общеобязательного государственного страхования. Для воплощения положений статьи в жизнь предусмотрено установление административной ответственности за указанные действия путем внесения изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Стоит отметить, что насколько «страшны» будут административные взыскания, в законопроекте не указано.
О ком забыли авторы?
Законопроект определяет условия и порядок обеспечения доступа к информации об использовании публичных средств лишь одним путем – через интернет-ресурс. Но несмотря на то, что мы живем в век информационных технологий, не все украинцы имеют доступ к всемирной сети, да и к компьютеру в принципе. Как быть с их правом на информацию об использовании публичных средств?
***
Тем не менее, сложно поспорить с авторами законопроекта о важности обеспечения открытости и прозрачности использования публичных средств для повышения доверия граждан к властным институциям. Предложенный законопроект или его усовершенствованный аналог, скорее всего, может способствовать развитию правовых основ для борьбы с коррупцией и повышения эффективности использования ограниченных общественных финансовых ресурсов.
Виды информации об использовании ПС
Законопроект №2012а разделяет информацию об использовании публичных средств, которая подлежит обнародованию, на виды:
В ст. 3 законопроекта для каждого из указанных видов (за исключением последнего) приведен перечень информации, которая подлежит обнародованию