Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
8 апреля Центр политических студий и аналитики (далее – ЦПСА) организовал пресс-конференцию на тему: «Коррупционное наследие нового Кабинета министров: что дальше?» На мероприятие были приглашены член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета Олег Медуница, директор ЦПСА Виктор Таран, эксперт, руководитель направления борьбы с коррупцией ЦПСА Андрей Марусов. Они рассказали об особенностях проведения антикоррупционных экспертиз законодательных актов, а также о фундаментальных различиях в методологии их проведения.
Официально полномочия по проверке законодательных актов на наличие коррупционных рисков возложены на Министерство юстиции. При проведении такой экспертизы специалисты Минюста руководствуются приказом №1380/5 «Об утверждении Методологии проведения антикоррупционной экспертизы». Этой Методологией определяются типичные виды, критерии и способы оценки, а также способы выявления и устранения коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах (далее – НПА) и проектах нормативно-правовых актов. Экспертизе подлежат НПА и проекты НПА, касающиеся:
Во время проведения экспертизы осуществляются выявление и оценка таких коррупциогенных факторов:
Cui prodest?*
В то же время, по словам г-на Марусова, сотрудники Минюста не учитывают наиболее важный коррупциогенный фактор, а именно бенефициара, т. е. лицо-получателя (как правило, речь идет о юридических лицах) выгод от коррупционной схемы, внедренной тем или иным НПА. В отличие от Минюста, общественные организации, проводящие антикоррупционные экспертизы разнообразных документов, в т. ч. и ЦПСА, выдвигают определение бенефициара на одну из ведущих позиций. Именно по этой методике ЦПСА провел антикоррупционную экспертизу 253 актов Кабмина, принятых с сентября 2013 по февраль 2014 г. По итогам анализа эксперты выявили коррупционные риски в 21 документе.
Преимущество методологии ЦПСА перед методологией, используемой Минюстом, становится очевидным при рассмотрении конкретных примеров. Так, 21.11.2013 Кабмином было принято решение (постановление №666-р) о продаже 96 военных объектов, размещенных на десятках гектаров земли. Казалось бы, верный шаг по освобождению Минобороны от имущественного балласта приобретает совершенно иную окраску, если обратить внимание на то, что бывший министр обороны Дмитрий Лебедев имел, по словам г-на Марусова, прямое отношение к крупным компаниям-застройщикам.
Далее. Из 608 млн грн, выделенных постановлением Кабмина №913 от 18.12.2013 на компьютеризацию школ, 300 млн было направлено на содержание юридического лица, ответственного за этот процесс, а также на проведение презентаций проектов.
«От нового правительства следует ожидать разрушения найденных коррупционных схем», – подчеркнул в своем выступлении г-н Марусов.
____________
* Кому выгодно? (лат.)
Борьба с ветряными мельницами?
Информация об описанных выше случаях была направлена в Генеральную прокуратуру Украины и Минюст в виде депутатского обращения. В свете этого, сравнивая опыт сотрудничества с предыдущим и теперешним Кабмином, г-н Таран рассказал, что для проверки достоверности информации о наличии коррупциогенных факторов в проверяемых документах Кабмину был направлен 21 запрос о предоставлении копий правительственной экспертизы запрашиваемых актов. На эти запросы Кабмином было предоставлено только 7 копий антикоррупционных экспертиз, что, указал г-н Таран, свидетельствует о закрытости деятельности предыдущего правительства. «Сотрудничество с правительством Н. Азарова нельзя считать успешным, – заявил директор ЦПСА. – Однако мы надеемся, что новое правительство станет более лояльным к общественным инициативам по антикоррупционной экспертизе. Нашей командой разработана методология, которая поможет в будущем избегать создания коррупционных схем».
Комментарий ЭКСКЛЮЗИВ:
Олег Медуница, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета
– Потери государственного бюджета от коррупционных схем, созданных при предыдущем составе Кабинета министров Украины, привели к плачевному состоянию экономики страны. Модель эффективного государственного управления была разрушена, экономическая политика всего государства была направлена исключительно на обогащение одного политического клана. Макроэкономические показатели опустились до самых низких отметок с начала мирового экономического кризиса. Наибольший риск состоит в том, что часть коррупционных схем, созданных предыдущим правительством, до сих пор остаются не идентифицированными и не устраненными.
Коррупциогенный фактор – способность нормативно-правовой конструкции (отдельного нормативного предписания или их совокупности) самостоятельно или во взаимодействии с другими нормами способствовать совершению коррупционных правонарушений
Методические рекомендации по проведению общественной антикоррупционной экспертизы разработаны рядом неправительственных организаций во главе с Transparency International Украина и при поддержке Программы развития ООН в Украине
Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях
Девятый конгресс ООН (Каир, 1995 г.)
Коррупционное преступление – должностное преступление, в первую очередь, взяточничество, использование служебного положения, злоупотребление властью, вымогательство, кража и мошенничество
Уголовные кодексы Германии, Франции, Италии и США
Коррупция – это самое большое препятствие к уменьшению бедности. Она искривляет право закона, ослабляет институциональные основы нации, влияет на самых бедных членов общества
Всемирный банк