Кристина Левчук,
«Судебно-юридическая газета»
5 февраля в главном управлении Министерства доходов и сборов Украины состоялась встреча представителей бизнеса и общественных организаций с начальником главного управления Министерства доходов и сборов в Киеве Ириной Носачевой, начальником Киевской межрегиональной таможни Геннадием Романенко и первым заместителем начальника оперативного управления ГУ Министерства доходов в Киеве Олегом Журбасом. Главной темой беседы стали актуальные вопросы ведения бизнеса.
В ходе встречи были представлены отчеты о деятельности Министерства доходов, налоговой милиции и таможенной службы в 2013 г., разъяснены новые дополнения к Налоговому кодексу Украины, презентован сервис «Электронная проверка», представлены дальнейшие пути развития таможенной службы. Г-жа Носачева с готовностью предоставила исчерпывающие ответы на все возникшие у представителей определенных сфер предпринимательской деятельности вопросы. При этом должностные лица Миндоходов неоднократно делали акцент на открытости своего ведомства – по их словам, сегодня оно готово прислушаться ко всем новым предложениям, принимает и рассматривает каждый запрос, поступивший в письменном виде на его почту.
Эффективность электронной отчетности
Первой взяла слово глава столичного управления Миндоходов Ирина Носачева. Она представила общественности отчет о деятельности Министерства и особо остановилась на возможности подачи отчетов в электронном виде. Речь шла о едином кабинете плательщика, ведении электронной книги, проекте «Единая отчетность» и т. д. По словам докладчицы, сервис «Электронная проверка» (документальная невыездная внеплановая проверкой, проводящаяся на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска, определенной в соответствии с пунктом 77.2 статьи 77 Налогового кодекса, органу государственной налоговой службы, в котором он находится на налоговом учете – прим. ред.) с 1 января 2014 г. доступен для плательщиков единого налога – как юридических, так и физических лиц с низкой степенью риска. С 1 января 2015 г. этот сервис будет доступен и для представителей микро-, малого и среднего бизнеса, а с 1 января 2016 г. – для всех остальных желающих. Чтобы воспользоваться данной системой, плательщик налогов должен подать заявление, форма которого утверждена приказом Министерства доходов и сборов №143 от 03.06.2013, а также все необходимые документы.
При этом плательщик может самостоятельно исправить ошибки, допущенные в ранее поданных отчетах. Стоит отметить, что согласно п. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса Украины, если плательщик самостоятельно обнаруживает факт занижения налогового обязательства за прошлые налоговые периоды, он обязан направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоимки и штраф в размере 3% от этой суммы до уточняющего расчета. Либо же он может отобразить сумму недоплаты в декларации по этому налогу, которая подается в следующем налоговом периоде – тогда эта сумма увеличивается на сумму штрафа в размере 5%, и соответственно увеличивается общая сумма денежного обязательства. Такой документ плательщик должен подать в течение 20 рабочих дней со дня оформления справки о проведении электронной проверки (п. 50.3 ст. 50 НКУ).
Значимым для бизнеса событием стала и отмена свидетельств плательщиков НДС и единого налога. Напомним, что с 1 января с. г. вступил в силу Закон Украины о №657-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета регистрации налогоплательщиков и усовершенствования некоторых положений», согласно положениям которого вместо указанных свидетельств предприниматели будут получать справки из соответствующих реестров Министерства доходов.
Еще одно изменение в Налоговом кодексе, на котором сделали акцент представители госорганов – это введение налога на недвижимое имущество. С начала текущего года владельцы жилой площади, которая превышает 250 м2, должны будут платить ежегодный налог. Согласно ст. 265 НКУ, объектом налогообложения может быть как цельный объект жилой недвижимости, так и его часть. Однако, как напомнила г-жа Носачева, квартиры площадью до 120 м2 и дома до 250 м2 налогообложению не подлежат.
Возмещение НДС плательщикам с положительной репутацией
Из отчета начальника ГУ Миндоходов в Киеве следует, что в прошлом году 35% физических и юридических лиц получали возмещение НДС в автоматическом режиме, а бюджет возмещенного налога составил 4 млрд грн.
А с 1 января 2014 г. процедура возмещения НДС плательщикам с хорошей налоговой историей будет ускорена. Соответствующий документ, по словам г-жи Носачевой, был разработан на основании постановления Кабинета министров Украины №73 от 25.01.2012 «Об утверждении критериев, при соответствии которым плательщик налога на добавленную стоимость считается имеющим положительную историю». Такой статус по результатам автоматического анализа налоговой отчетности будет предоставляться заслужившим его налогоплательщикам до 1 числа 1 месяца каждого квартала в течение года. А срок камеральной проверки, которая является обязательной процедурой при возмещении НДС, сокращен с 20 до 15 дней.
Деятельность налоговой милиции
Первый заместитель начальника оперативного управления Министерства доходов и сборов в Киеве Олег Журбас рассказал об основных направлениях деятельности налоговой милиции в прошлом году. Это, во-первых, борьба с незаконным возмещением налога на добавленную стоимость. И второе важное направление – противодействие конвертационным центрам, задействованным в схемах минимизации прибыли с целью уклонения от налогов. За 2013 г., как сообщил О. Журбас, удалось выявить и прекратить деятельность 16 таких центров, где незаконно конвертировали валюту без уплаты соответствующих налогов, а по результатам проверок предпринимателей, которые пользовались их услугами, разоблачено порядка 440 правонарушителей, с которых взыскано более 230 млн грн штрафов.
Важным направлением работы налоговой милиции была и борьба с так называемой акцизной коррупцией – уклонением от уплаты акцизного налога на ввезенные на территорию Украины подакцизные товары. По ее результатам за год было изъято незаконно ввезенной продукции (в основном ликероводочных изделий) на 50 млн грн.
Еще одной проблемой являются правонарушения в сфере современных технологий, в особенности связанные с деятельностью интернет-магазинов – за прошлый год в этой сфере было зафиксировано 69 правонарушений и возмещено убытков на 35 млн грн. Как рассказал участникам встречи начальник оперативного управления Миндоходов, это направление деятельности является новым в практике налоговой милиции, но специалисты делают все возможное, чтобы в кратчайшие сроки искоренить данный механизм уклонения от уплаты налогов.
Подытоживая сказанное, г-н Журбас подчеркнул, что сейчас налоговая милиции сосредоточилась на проверках крупных налогоплательщиков, а малый и средний бизнес пока трогать не собирается.
Цель-2014: развитие международной торговли
Начальник Киевской межрегиональной таможни Геннадий Романенко заявил, что основные задачи таможенной службы в 2014 г. – развитие международной торговли и поддержка отечественного производителя, стабильное наполнение государственного бюджета, а также автоматизация ключевых процессов таможни и урегулирование процедуры постаудита. На развитие дистанционного таможенного оформления товаров, в т. ч. введение электронных деклараций в текущем году выделено 207 млн грн. Это позволит значительно упростить и ускорить таможенные процедуры, что благоприятно скажется на развитии бизнеса в стране.