Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в системе судов общей юрисдикции действует с 1 ноября 2010 г. Создан он был 1 октября 2010 г. согласно Указу Президента №810/2010 от 12.08.2010. 11 октября 2010 г. Высшим советом юстиции по представлению Совета судей общих судов председателем ВССУ был назначен Леонид Фесенко, а 13 октября приказом Государственной судебной администрации Украины №146 определено количество судей ВССУ – 120 человек.
О первых шагах по формированию ВССУ Л. Фесенко рассказал «Судебно-юридической газете».
– Леонид Иванович, как Вы оцениваете начало работы Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел?
– Отвечая на этот вопрос, следует вернуться во времени к 2010 г. Тогда в связи с демократическими преобразованиями, которые осуществлялись в украинском обществе, во всей системе государственной власти происходили трансформации, цель которых – создание условий для формирования независимого демократического правового государства. Но реализовать такие преобразования невозможно без укрепления правового статуса органов правосудия. В государстве, которое стремится стать правовым, суд должен быть авторитетным, независимым и самостоятельным, чтобы люди видели в нем не бюрократическое учреждение, а реального гаранта их прав, надежного защитника их интересов.
Как известно, в июле 2010 г. общие суды были представлены 3 уровнями: местные, апелляционные суды и Верховный Суд Украины как суд кассационной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных дел. А специализированные суды – хозяйственные и административные – состояли тогда из 4 звеньев: местные, апелляционные, высшие специализированные суды, которые осуществляли кассационное рассмотрение дел, а также Верховный Суд Украины, которому предоставлялось право лишь в предусмотренных законом случаях пересматривать решения высших специализированных судов. Таким образом, сразу обращает на себя внимание сужение прав граждан по пересмотру гражданских и уголовных дел по сравнению с аналогичным правом субъектов хозяйственного и административного процессов.
Данную позицию подтвердил и Конституционный Суд Украины, который в своем решении от 11.03.2010 указал, что «в соответствии с принципом верховенства права вопросы распределения полномочий между Верховным Судом Украины и высшими специализированными судами, определения стадий судопроизводства и форм их проведения должны быть подчинены гарантиям права каждого человека на справедливый суд». Поэтому одной из задач судебно-правовой реформы стало создание, наряду с уже функционирующими Высшим хозяйственным судом Украины и Высшим административным судом Украины, также и Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел – именно для удовлетворения потребностей граждан по обжалованию в кассационном порядке решений по гражданским и уголовным делам. Суд был образован 1 октября 2010 г., а через месяц он начал функционировать как судебный орган.
– Было ли трудно начинать работу по развитию нового суда? Какие проблемы возникали на первых порах?
– Организация работы суда была затруднена, ведь он создавался «с чистого листа». Не было ни кадров, ни помещения, ни материальных и технических средств для его деятельности. Однако со временем, шаг за шагом эти проблемы находили свое решение. Во-первых, был решен вопрос о бюджете ВССУ, что позволило формировать судейский корпус. Сначала это были 15 судей из 120 запланированных в штате. Позже выбрали еще 20, а в течение 2011 г. их количество увеличилось до 91. Отмечу, что судейский корпус формировался из высококвалифицированных судей страны. Вскоре заработало собрание судей, были созданы судебные палаты по рассмотрению гражданских и уголовных дел; начал деятельность Пленум суда; был создан и сформирован научно-консультативный совет, в состав которой вошли известные ученые страны в области права.
С началом работы суда была введена и система автоматизированного распределения дел. Каждый судья был закреплен за определенным регионом для оказания методической помощи судьям первой и апелляционной инстанций, что позволило уменьшить количество отмененных судебных решений и повысить профессиональный уровень коллег. Начал издаваться официальный печатный орган ВССУ – «Журнал гражданского и уголовного судопроизводства». Был принят ряд мер по улучшению доступа граждан к суду, налажен диалог с коллегами из Высшего административного и Высшего хозяйственного судов Украины, с Государственной судебной администрацией, общественными и другими негосударственными организациями правового направления и средствами массовой информации.
Таким образом, через короткий промежуток времени ВССУ в полном объеме начал действовать как суд кассационной инстанции. Но существовала и продолжает существовать серьезная проблема с расположением суда. В 2010 г. в связи с сокращением числа судей в Верховном Суде Украины решением правительства было предложено разместить ВССУ в помещениях высшего судебного органа государства. Однако это было связано с определенными трудностями. В подавляющем большинстве судьи работали по 3–4 в кабинете, что совсем не соответствовало условиям для осуществления правосудия. Поэтому проблема с обеспечением судей кабинетами не позволила полностью укомплектовать штат, что привело к значительной нагрузке на судей. Так, в 2011 г. закончено производство по почти 85 тыс. дел, жалоб и заявлений; что касается дел, то рассмотрено более 67 тыс. кассационных жалоб по делам гражданской и уголовной юрисдикций. При этом ежемесячная нагрузка была немалой – около 110 дел, жалоб и заявлений на одного фактически работающего судью судебной палаты по гражданским делам и почти 50 дел на судью судебной палаты по уголовным делам. Но в подавляющем большинстве дела были рассмотрены в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и особых нареканий на работу суда не было.
– По Вашему мнению, можно ли сейчас утверждать, что все проблемные моменты в работе ВССУ преодолены?
– Частично на этот вопрос я уже ответил, но могу добавить, что 3 июля с. г. Кабинет министров Украины издал распоряжение о передаче зданий военного городка по Воздухофлотскому проспекту, 28 в Киеве из сферы управления Министерства обороны Высшему специализированному суду Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, закрепив их за судом на праве оперативного управления. Уже выделены средства, проводятся ремонтные работы, и надеемся, что в начале 2014 г. суд переедет в просторные помещения с хорошо оснащенными залами судебных заседаний, где будут все условия для надлежащего отправления правосудия. Поэтому коллегам из Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, а заодно и всему судейскому сообществу хотел бы пожелать плодотворной работы, крепкого здоровья и новых достижений в профессиональной деятельности во имя процветания нашего государства.
Андрей Андреевич Солодков, председатель Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел
Родился 12 марта 1968 г.
В 1991 г. окончил Украинскую государственную юридическую академию (сейчас – Национальный университет «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого»).
В 1991–1996 гг. работал в Харьковской межрайонной транспортной прокуратуре и Южной транспортной прокуратуре.
В 1996–2006 гг. – судья Дзержинского районного суда Харькова. С 2006 г. работал в Апелляционном суде Харьковской области (судья, заместитель председателя палаты по гражданским делам, секретарь судебной палаты по гражданским делам). 31 мая 2011 г. возглавил это учреждение.
16 мая 2013 г. Высший совет юстиции поддержал представление о его назначении на должность председателя Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
Весной с. г. Высший специализированный суд Украины возглавил новый председатель – Андрей Солодков.Свое видение дальнейших перспектив развития вверенного ему судебного учреждения Андрей Андреевич прокомментировал «Судебно-юридической газете».
– Андрей Андреевич, Вы возглавили ВССУ всего полгода назад. Сложно ли было приступить к работе в новом коллективе? В каких моментах работа на административной должности в Высшем специализированном суде принципиально отличается от работы в других судах?
– Найти общий язык с коллегами было несложно, ведь если тебя окружают единомышленники, ты всегда можешь рассчитывать на поддержку. Еще на первом этапе знакомства с коллективом я убедился, что в суде отлажен механизм взаимодействия. Поэтому главным для меня было сохранить те доверительные отношения, которые уже сложились.
С выполнением новых задач особых сложностей также не возникало, поскольку у меня уже был опыт решения хозяйственных и административных вопросов. Суд любой инстанции должен работать четко, как часы, и обязанность руководителя – обеспечить функционирование этого механизма.
Отличие полномочий и функциональных обязанностей руководителей судов обусловлено различиями статуса и правового назначения каждого из этих органов. Масштабы работы судов разного уровня, конечно, отличаются. ВССУ, помимо рассмотрения дел в кассационном порядке, с целью обеспечения единства судебной практики предоставляет судам низшего уровня рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства. Систематически мы инициируем проведение тематических семинаров, круглых столов, видеоконференций с судьями всех регионов Украины, во время которых рассматриваются дискуссионные аспекты правоприменения. Также работа суда кассационной инстанции направлена на анализ законодательных инициатив для усовершенствования процесса осуществления судопроизводства.
– Какими будут дальнейшие шаги развития ВССУ? Необходимы ли законодательные изменения для улучшения работы этого суда?
– Я считаю, что в этом контексте следует обратить внимание на аспекты реформирования законодательства, которые направлены на усиление гарантий независимости судей. На мой взгляд, внесение изменений в Конституцию Украины, предложенных в законопроекте №2522а, будет способствовать совершенствованию процесса осуществления правосудия, в т. ч. и судьями ВССУ.
Что касается дальнейших шагов развития, то стратегической задачей для нашего суда является формирование единой стабильной судебной практики в области гражданской и уголовной юрисдикции. Для этого необходимо усовершенствовать механизмы взаимодействия между судом кассационной инстанции, местными и апелляционными судами.
В то же время, стоит обратить внимание на улучшение организационной деятельности суда. В частности, мы планируем внедрить систему «Электронный суд», создать центр по изучению судебной практики стран Европейского Союза и Европейского суда по правам человека. Работа такого центра на постоянной основе обеспечит решение актуальных вопросов, которые возникают в процессе осуществления судопроизводства, а также возможность оперативного ознакомления с изменениями в законодательстве. Помимо этого, планируется создание специализированного пресс-центра, оборудованного новейшей техникой в соответствии с европейскими стандартами.
– Удалось ли Вам решить все материально-технические вопросы, в частности, касающиеся помещения?
– Говорить о решении всех материально-технических вопросов можно будет лишь при условии надлежащего финансирования. На сегодняшний день Министерство финансов Украины в подготовленном проекте бюджета на 2014 г. учло потребность ВССУ лишь на 37%.
Что касается помещения, то в июле 2013 г. решением Кабинета министров Украины ВССУ было передано здание одного из корпусов Национального университета обороны Украины. Сейчас идет подготовка к перемещению в это здание судей и работников аппарата судебной палаты по рассмотрению гражданских дел. Одновременно запланированы работы по реконструкции с целью обеспечения надлежащих условий для осуществления судопроизводства.
Станислав Мищенко был избран судьей Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел в числе первых – в ноябре 2010 г. В январе 2011 г. он был назначен на должность заместителя председателя ВССУ, а с 19 октября 2012 г. до назначения нового председателя исполнял обязанности главы суда. Об этапах формирования ВССУ Станислав Николаевич рассказал нашему изданию.
– Станислав Николаевич, какие достижения в работе Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Вы могли бы выделить за последние 3 года? Как происходило развитие суда? Какие сложности удалось преодолеть на пути его становления?
– Я бы сказал «за первые 3 года», ведь вся проведенная нами работа – это достижения ВССУ с момента его создания. Казалось бы, не так много времени прошло, и еще свежи в памяти моменты первых дней нашей деятельности – от обустройства рабочих мест, знакомства, рассмотрения первых кассационных жалоб и дел, принятия первых постановлений пленума, проведения конференций, совещаний и т. д. С гордостью могу отметить слаженную работу коллектива. За время существования ВССУ мы пытались и, на мой взгляд, нам удалось достойно заявить о себе в государстве. Несмотря на чрезвычайно большую нагрузку по рассмотрению дел в кассационном порядке, мы регулярно оказывали методическую помощь апелляционным и местным судам. Поверьте, судьям и работникам аппарата было нелегко. Эта работа была и остается системной, содержательной и эффективной.
Сейчас остаются актуальными вопросы обеспечения практической реализации положений нового УПК. На сегодняшний день мы все еще находимся на переходном этапе при рассмотрении уголовных дел (производств), однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что основные надежды, связанные с новым УПК, оправдались. Нам же следует выполнять волю законодателя, разъяснять особенности применения новых норм с целью формирования единой судебной практики. В этом аспекте наша работа будет направлена на принятие постановлений пленума, проведение обобщений, оказание методической помощи судам.
– Какие проблемные моменты в работе Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел пока остаются нерешенными?
– Проблемным вопросом является размещение ВССУ. Но нерешенным его назвать нельзя, поскольку уже в ближайшее время мы сможем создать в новом здании надлежащие условия для работы судей и аппарата, участников процесса, а также посетителей. Как говорится, «в здоровом теле – здоровый дух», поэтому, безусловно, это будет способствовать позитивной атмосфере, трудоспособности и новым достижениям на пути защиты прав и законных интересов наших граждан.
– Какие дальнейшие пути развития ВССУ Вы видите?
– Они неразрывно связаны с развитием нашей страны как демократического государства. Принятие УПК в 2012 г. – значительное достижение для Украины, и наша цель – обеспечить практическую реализацию его норм, используя все механизмы, предоставленные нам законодателем.
Следует также отметить, что поскольку суд кассационной инстанции является последним средством защиты перед подачей заявления в Европейский суд по правам человека, на нас возложена особая задача по восстановлению нарушенных прав человека в гражданском процессе и в уголовном производстве. Поэтому мы изучаем существующую практику этого международного судебного органа, предоставляем методическую помощь судам относительно необходимости учета в уголовном производстве правовых позиций ЕСПЧ. В этом аспекте наша цель состоит в реальном обеспечении основных прав и свобод человека. И поверьте, мы делаем все возможное для того, чтобы обеспечить восстановление нарушенных прав человека, в частности, в уголовном производстве в случае их нарушения судами низшего уровня или органами досудебного расследования.
Убежден, что приближение к европейским стандартам судопроизводства и качественно новые положения УПК в сфере защиты прав человека позволят нашим гражданам быть уверенными в том, что надлежащую защиту своих прав они смогут найти и без обращения в Европейский суд по правам человека. Тогда и степень доверия граждан к судебной системе будет более высокой.
– ВССУ обеспечивает единство практики применения законодательства. Очевидно, при проведении анализа и обобщения судебной практики суду видны законодательные пробелы в той или иной сфере правового регулирования. Исходя из этого, скажите, ВССУ занимается разработкой законодательных предложений?
– Непосредственно ВССУ разработкой законодательных предложений не занимается, однако он взаимодействует с субъектами законодательной инициативы, в связи с чем на рассмотрение Верховной Рады Украины было внесено несколько законопроектов. Представители ВССУ регулярно принимают участие в заседаниях рабочих групп и профильных комитетов Верховной Рады по обсуждению законопроектов. На обращения комитетов, которые подлежат тщательному анализу ВССУ, предоставляются квалифицированные заключения, отражающие позицию суда относительно целесообразности конкретных законодательных изменений.
Кроме того, отмечу, что ВССУ не остается в стороне и всегда выражает свою обоснованную позицию по поводу законопроектов, касающихся деятельности судебной власти, предложений по внесению изменений в гражданское и уголовное законодательство. Так же было и с проектом Уголовного процессуального кодекса Украины.
Зампредседателя ВССУ Павел Гвоздик пришел на работу в этот суд с административной должности главы Апелляционного суда Ивано-Франковской области в конце октября 2010 г., т. е. фактически с момента создания ВССУ. Своей позицией относительно итогов деятельности Высшего спецсуда он поделился с нашей газетой.
– Павел Александрович, какие достижения в работе Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел за последние 3 года Вы могли бы выделить?
– Создание ВССУ как суда кассационной инстанции по гражданским и уголовным делам завершило формирование системы высших специализированных судов, что предусмотрено ст. 125 Конституции Украины. Такой результат судебной реформы можно считать весомым достижением. Несомненно, это определит развитие судебной системы Украины на десятки лет, ведь специализация судопроизводства является общеевропейской тенденцией его развития.
Однако наиболее значительным достижением для меня как судьи является надлежащее выполнение ВССУ задач судопроизводства по защите нарушенных прав. Конечно, главная работа ВССУ как суда кассационной инстанции сосредоточена на процессуальной деятельности по пересмотру судебных решений. Ведь именно таким образом формируется судебная практика, являющаяся ориентиром для судов низших инстанций.
Судебная практика в пределах государства формируется не за день и не одним делом. Это системная работа, результат которой зависит от нескольких взаимосвязанных факторов. Задача же ВССУ – обеспечить единство судебной практики в гражданской и уголовной юрисдикции, что является непременным условием для достижения главной цели судопроизводства. Речь идет не только о рассмотрении судьями сотен тысяч кассационных жалоб, дел, заявлений – для ВССУ очень важно также обеспечить эффективное взаимодействие судов разных инстанций.
– Какие проблемные моменты в работе ВССУ остаются нерешенными?
– Актуальной остается проблема перегруженности суда кассационной инстанции. Среднемесячное поступление кассационных жалоб, дел и заявлений на судью судебной палаты по гражданским делам ВССУ в І полугодии 2013 г. составляло более 135,6 (в т. ч. 97,6 кассационных жалоб), что на 5,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.; на судью местного общего суда в месяц поступало по 63,5 дел и материалов, а на судью апелляционного суда – по 12,1. Перегруженность судов независимо от их инстанционного уровня, безусловно, влияет на качество правосудия в целом. Эффективность процессуальной деятельности ВССУ как суда кассационной инстанции могла бы быть значительно повышена при условии уменьшения объемов кассационного обжалования, а следовательно, и необоснованной чрезмерной нагрузки на судей.
– Необходимы ли законодательные изменения для улучшения работы ВССУ, и какие?
– Законодательные изменения будут оправданы лишь в том случае, если при их внесении удастся решить системные проблемы защиты нарушенных прав лиц в суде, а также те, на которые обращал внимание Европейский Суд по правам человека: несоблюдение принципа правовой определенности, в т. ч. касательно процедуры обжалования судебных решений, рассмотрение дел в разумные сроки, избежание многократного повторного рассмотрения дела, систематическое невыполнение судебных решений.
Поскольку суд осуществляет правоприменение, его деятельность зависит от качества норм, которые применяются при рассмотрении дел. Значительно усложняет как осуществление судопроизводства, так и защиту нарушенных прав и интересов лиц неопределенность, противоречивость законодательства и внесение в него несогласованных, хаотических изменений. Поэтому законодательные новеллы следует внедрять с осознанным видением развития правовой системы государства и чувством политической и гражданской ответственности за законотворческую работу.
За плечами заместителя председателя ВССУ Евгения Литвинова – не один год работы в Апелляционном суде Киевской области, в т. ч. на административной должности. И хотя судьей ВССУ Евгений Владимирович был избран относительно недавно, 18 апреля с. г., он уже успел определить для себя те участки работы, на которых следует сосредоточиться в дальнейшем, о чем и поведал «Судебно-юридической газете» в эксклюзивном комментарии.
– Евгений Владимирович, было ли Вам трудно приступать к работе в новом коллективе? В каких моментах принципы работы на административной должности в Высшем специализированном суде отличаются от принципов работы на административных должностях в других судах?
– Особых трудностей, связанных с работой в новом коллективе, у меня не возникало. Относительно различий в работе, то они, конечно же, есть. Необходимо учитывать, что работа на административной должности в суде, прежде всего, обусловлена полномочиями, компетенцией соответствующего учреждения, его местом и ролью в судебной системе. Ввиду того, что ВССУ является одним из высших специализированных органов судебной власти, его полномочия не ограничиваются лишь кассационным пересмотром судебных решений. В ВССУ поступает большое количество обращений от граждан, должностных лиц, органов государственной власти, которые рассматриваются в соответствующие сроки. Также ВССУ в пределах компетенции принимает участие в общегосударственных программах и законотворческой деятельности. Учитывая это, председатель суда и его заместители, помимо выполнения прямых обязанностей по осуществлению правосудия, анализируют судебную статистику, занимаются изучением и обобщением судебной практики, представляют ВССУ при проведении комплексных мероприятий, касающихся проблемных вопросов судоустройства и судопроизводства, а также вместе с другими судьями оказывают методическую помощь судам низшего уровня.
– Какой Вы видите деятельность ВССУ в дальнейшем? Необходимы ли, по Вашему мнению, законодательные изменения для улучшения работы суда, и если да, то какие?
– Первые 3 года существования ВССУ можно считать этапом накопления опыта. За это время судом в процессе осуществления своих полномочий сформулированы правовые позиции по многим проблемным вопросам правоприменения, отдельные из них изложены в обобщениях судебной практики, постановлениях пленума. Именно от формирования и формулирования правовых позиций зависит обеспечение одинакового и правильного применения норм законодательства судами различных инстанций. Учитывая это, дальнейшее внедрение в практику приобретенного опыта для улучшения результатов правоприменительной деятельности и является тем путем развития, который будет способствовать надлежащему выполнению ВССУ одной из своих важнейших задач – обеспечения одинакового применения норм Конституции и законов Украины. При условии осуществления на высоком профессиональном уровне полномочий, которыми наделен ВССУ, на данном этапе, я считаю, нет необходимости вносить изменения в законодательство.