Защита детей, утверждение и обеспечение их прав играют все большую роль в социальной жизни страны и становятся важным направлением деятельности институтов гражданского общества и государства. Ребенок выступает особым субъектом многочисленных общественных отношений и одновременно ограничен в реализации своих возможностей и интересов. Международный опыт свидетельствует, что дети все еще остаются одной из наиболее уязвимых групп, часто подвергаются незаконному насилию и даже пыткам.
С целью изучения ситуации относительно распространения пыток и жестокого обращения с несовершеннолетними в контексте уголовной юстиции в Украине в 2012 г. рабочими группами Харьковской правозащитной группы и Харьковского института социальных исследований было проведено два исследования по темам: «Предупреждение пыток и жестокого обращения с детьми в контексте уголовной юстиции в отношении несовершеннолетних: масштабы, последствия, предупреждение, выявление, помощь и ответственность» и «Права детей, находящихся в учреждениях социальной реабилитации в Украине». В их рамках был проведен анализ ситуации по обращению с детьми в органах внутренних дел и учреждениях социальной реабилитации Министерства образования и науки Украины. Результаты исследований базируются на данных анализа эффективности действующего законодательства, административных стандартов и процедур по предотвращению пыток и жестокого обращения с детьми, находящимися в конфликте с законом, а также на материалах опросов детей, находящихся в конфликте с законом.
Итоги исследования неутешительные
Результаты исследования и, в частности, опросов детей просто шокируют и указывают на распространенность насилия по отношению к детям в милиции. Чаще всего, выбирая методы работы, сотрудники милиции не делают никаких исключений для несовершеннолетних, хотя особое отношение и методы работы с этой уязвимой группой описаны во множестве нормативных актов.
Так, насилие при задержании отмечают почти треть (23 из 80) детей. Следует отметить, что, описывая поведение по отношению к ним, дети указывали, что насилие не имело целью прекратить их противоправные действия и носило характер неоправданной жестокости и унижения. В нескольких случаях правоохранители, которые проводили задержание, носили гражданскую одежду и отказывались предъявлять документы, что не позволяло уверенно идентифицировать их именно как сотрудников МВД.
Почти половина опрошенных детей (37 из 80) подвергались физическому и психологическому давлению со стороны сотрудников МВД во время следствия. Упоминались пытки в виде асфиксии (противогазы, шарики на голове) или нанесение ударов средствами, которые не оставляют явных следов на теле. Основной причиной жестокого обращения дети указывали принуждение к признанию в преступлениях, которые они не совершали. Физическое насилие с целью получения показаний несколько чаще применяется к несовершеннолетним мужского пола.
Отдельной формой ненадлежащего обращения можно считать также тяжелые бытовые условия в изоляторах временного содержания (ИВС). Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться детям, чаще всего называются антисанитария, отсутствие постельного белья и слишком малая площадь на одного задержанного. Кроме того, несовершеннолетние свидетельствуют, что, несмотря на запрет, часто содержались в ИВС вместе со взрослыми.
Приемник-распределитель для детей
Еще одной подконтрольной МВД локацией, где в течение определенного времени находится несовершеннолетний правонарушитель, является приемник-распределитель для детей (ПРД). Дети с 11 до 14 лет, подозреваемые в совершении общественно опасного деяния или уже признанные виновными, могут быть помещены туда на довольно длительный срок, хотя, согласно нормативным документам МВД Украины, срок пребывания ребенка в ПРД не может превышать 30 суток. Впрочем, Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет возможность суду по ходатайству прокурора продлить срок содержания в ПРД еще на 30 суток. Но во время опроса некоторые дети отметили, что они находились в приемнике до 3 месяцев.
При этом большинство детей указали, что в ПРД к ним относились хорошо или, по крайней мере, нейтрально, однако некоторые из опрошенных подчеркнули, что сталкивались со случаями жестокого обращения со стороны персонала.
Позиция МВД
С целью подтверждения или опровержения фактов жестокого обращения с детьми в контексте уголовной юстиции редакция «Судебно-юридической газеты» обратилась с официальным запросом в Министерство внутренних дел Украины. Им был рассмотрен наш запрос относительно жалоб несовершеннолетних, их родителей или опекунов на жестокое обращение с детьми во время досудебного следствия. В официальном ответе указано, что МВД не ведет учет жалоб, поданных лицами, которые стали жертвами жестокого обращения во время проведения досудебного расследования, поскольку такие случаи относятся к правонарушениям в сфере служебной деятельности, а надзор за соблюдением законности при проведении досудебного расследования в уголовных процессах относится к компетенции органов прокуратуры.
В связи с этим редакция обратилась с тем же вопросом в Генеральную прокуратуру Украины и также получила официальный ответ. Нам сообщили, что при осуществлении прокурорского надзора защите прав несовершеннолетних от всех форм насилия уделяется особое внимание. Работа органов прокуратуры направлена, прежде всего, на предотвращение жестокого обращения с детьми. Во время прокурорских проверок особое внимание обращается на соблюдение прав детей и предупреждение жестокого обращения с ними в местах лишения свободы, в частности, на обеспечение надлежащих условий содержания, медицинского обслуживания, недопущение необоснованного применения к детям взысканий и т. д. В то же время, в главное управление защиты прав и свобод детей Генеральной прокуратуры Украины жалобы относительно применения к несовершеннолетним пыток и другого жестокого обращения во время досудебного расследования не поступали.