В течение последних недель финансовые пирамиды вновь оказались в центре внимания украинской общественности. Протесты членов «всемирной кассы взаимопомощи» под названием «МММ», направленные против арестов руководителей этой структуры в Индии, скорее позабавили публику, чем напугали ее. Зато правительственный законопроект №2700 «О запрете финансовых пирамид в Украине» заставил серьезно призадуматься. Дело в том, что согласно заключению специалистов Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, этот нормативный акт в его нынешней редакции фактически разрешает функционирование пирамидальных схем и существенно смягчает уголовную ответственность за организацию такого рода афер.
Для расцвета пирамид нужно мало ума и много денег
После произошедших в Индии событий наконец-то стал понятен смысл реанимации структур типа «МММ», наблюдавшейся в течение последних лет на просторах бывшего СССР. Оказывается, на этот раз их предназначение заключалось не в том, чтобы выманивать деньги из наших доверчивых соотечественников, а в том, чтобы создать декорации для успешной транснациональной корпорации. И уже под этой ярко-привлекательной маской ее организаторы собрали денежный урожай с неискушенной пока индийской почвы. Индия как раз переживает бурный экономический рост, и широкие слои тамошнего населения неожиданно для себя стали обладателями крупных денежных сумм, с которыми пока не научились правильно обращаться. У нас, в отличие от индусов, уже выработался иммунитет к столь примитивным схемам, и финансовые пирамиды в их первозданном виде, можно надеяться, не вернутся. Однако мы совсем не гарантированы от нового их пришествия в ином обличье.
Финансовые пирамиды представляют собой массово-организованный вид мошенничества, которому, в отличие от индивидуально-точечного, нужен особый «режим созревания». Он возможен лишь в условиях стремительного и неравномерного роста реальных доходов населения. Людей всегда раздражает, когда их родственники, знакомые или соседи, не обладающие никакими особыми достоинствами, вдруг набивают себе тугую мошну исключительно потому, что оказались в нужное время в нужном месте, рядом с нужными людьми. В такой атмосфере призывы вкладывать деньги под 200% годовых падают на благодатную почву, и человек бежит продавать квартиру в надежде через год купить две.
В нашу страну пирамиды приходили дважды: в 1993–1994 гг. под видом трастов и в 2005–2008 – в форме кредитных союзов.
Первую половину 1990-х принято считать периодом экономического кризиса, однако статистика поставленных на учет новых квартир, машин и дач свидетельствует о том, что благосостояние населения тогда росло. Падение производства компенсировалось распродажей старых запасов, припасенных в предыдущие десятилетия «на крайний случай». Огромные объемы неучтенного экспорта обеспечивали такой же огромный приток в страну неучтенной валюты, а потому у многих людей складывалось впечатление, будто деньги делаются из воздуха.
Резкий скачек народного благосостояния в середине 2000-х был уже более понятен для экономически поумневшего населения, а потому финансовые пирамиды второго поколения собрали намного меньший урожай. Тогда на мировом рынке бойко раскупалась наша продукция металлургии, однако валютная выручка за нее возвращалась окольными путями, через оффшорные острова и развитые страны уже в виде инвестиций и кредитов. На этом запутанном маршруте к финансовому потоку присасывалось много паразитических структур. А поскольку простому человеку трудно проследить весь путь от мартеновской печи до банкомата, у него складывалось впечатление, что большие деньги делаются на хитромудрых финансовых операциях. Поэтому люди и бросились в объятия кредитных союзов, в уставах которых значилось оказание финансовых услуг.
Пользуясь этим, десятки финансовых пирамид выманили из населения миллиарды гривен. Самыми известными среди них стали КС «Славянский» (Донецк), КС «Содружство» (Одесса), а также столичные «Кингз Капитал», «Лионебанк» и группировка Роберта Флетчера. Именно с ними были связаны резонансные расследования, начатые в 2008 г. органами внутренних дел.
Следует заметить, что на этот раз, в отличие от 1990-х, нормативно-правовая база была в полной исправности: в Украине действовали законы «О банках и банковской деятельности», «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг», «О рекламе», «О защите прав потребителей» и мн. др. За исполнением этих законов следила прокуратура и не только она, поэтому крушение этих и других мошеннических структур не имело таких катастрофических последствий, как в 1994-м.
«Дыры» законопроекта
Всякое законодательство о запрете массово-организованного мошенничества должно содержать два момента. Первый – административный запрет на создание и деятельность структур, которые без гроша за душой занимаются сбором средств под обещания золотых гор. Второй – уголовное преследование организаторов этих структур на этапе, когда от потерпевших уже начали поступать заявления о хищении средств путем обмана или злоупотребления доверием.
В данное время по обеим названным выше позициям в нашей стране правового вакуума нет. Так, Закон Украины «О защите прав потребителей» содержит ст. 19 «Запрет нечестной предпринимательской практики». Ею, в частности, запрещается создание, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, смысл которых заключается в том, что потребитель платит деньги не за приобретение какого-либо товара или услуги, а за возможность получить компенсацию за уплаченные им деньги. Причем эта компенсация предоставляется за счет привлечения к данной схеме других потребителей. Что касается второго момента, то в Уголовном кодексе Украины существует ст. 190 «Мошенничество». Совершенное в особо крупных размерах (более 10200 грн), оно карается лишением свободы на срок до 12 лет.
Что же содержит подготовленный правительством законопроект №2700? Кроме определения финансовой пирамиды, в котором то же самое изложено другими словами, он предлагает не относить к финансовым пирамидам операции, которые осуществляются финансовыми учреждениями во время предоставления ими финансовых услуг, определенных ст. 4 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг» (среди них, кстати, есть пункт о доверительном управлении финансовыми активами). Специалисты Главного научно-экспертного управления парламента совершенно логично усмотрели в этой оговорке фактическое разрешение финансовым учреждениям заниматься организацией финансовых пирамид.
Что касается уголовного преследования, то законопроект предлагает дополнить УК новой статьей 1901 «Финансовая пирамида». В ней слово «хищение» деликатно подменено понятием «привлечение финансовых активов», и такое привлечение в сумме, превышающей 10200 грн, карается лишением свободы на срок до 8 лет, что существенно смягчает ответственность за совершение такого рода махинаций.
Впрочем, в ближайшие годы нам вряд ли стоит ожидать очередного разгула финансовых пирамид, поскольку до стремительного роста реальных доходов населения нашей страны еще далеко. Как следует из ежегодного послания Президента Украины Верховной Раде, экспорт продукции металлургии неумолимо падает, и даже динамично растущий экспорт продукции агропромышленного комплекса пока не в силах это компенсировать. Так что у юристов пока есть время доработать этот не самый удачный правительственный законопроект.