Минувшая неделя ознаменовалась важным событием в жизни свежеиспеченного Министерства доходов и сборов: оно подписало меморандум об информационном сотрудничестве с двумя другими центральными органами исполнительной власти: Национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Об этом сообщили на состоявшейся в Кабинете министров пресс-конференции первые лица названных ведомств Александр Клименко, Борис Визиров и Дмитрий Тевелев.
Половина страховых компаний занимаются имитацией?
Обосновывая актуальность проблемы, министр доходов и сборов привел данные о том, что за 2012 г. предприятия Украины задекларировали убытки от хозяйственно-финансовой деятельности в сумме 85 млрд грн. Причем лидерами в этой «минусовой» статистике стали ведущие отрасли отечественной индустрии: металлургия (15 млрд грн), топливно-энергетический комплекс (13 млрд грн) и химическая промышленность (7 млрд грн).
Но если убытки ТЭК как-то (хоть и с натяжкой) можно объяснить тем, что государство, заботясь о своем населении, поставляет предприятиям ЖКХ электричество и газ по искусственно заниженной цене, то в случае с эскпортно-ориентированными металлургией и химией этот фокус не пройдет. Посудите сами. По итогам 2012 г. металла было продано за рубеж на $19 млрд, что составило 28% всей товарной структуры украинского экспорта, продукции химпромышленности, соответственно, на $5 млрд (7%). Но поскольку вошь на аркане на базар не водят, а на мировой рынок тем более, у министра доходов и сборов Александра Клименко есть серьезные основания предполагать, что отечественные товаропроизводители, желая минимизировать налоговые обязательства, декларируют липовую убыточность. А это уже квалифицируется как умышленное уклонение от уплаты налогов, т. е. преступление, предусмотренное ст. 212 Уголовного кодекса Украины, которую, кстати, никто не отменял.
О проблемах страховых компаний, регулированием деятельности которых занимается Нацкомфинуслуг, известно давно. У многих экспертов складывается впечатление, что в большинстве своем они создаются вовсе не для страхования, а для создания схем по уходу от налогов. По данным специалистов Миндоходов, в данное время на рынке страховых услуг 20% уплаченных налогов приходится на 6 компаний. А это всего лишь 1% от общей численности участников рынка. Однако интереснее другое: 99% задекларированных поступлений в бюджет формируют менее половины работающих на рынке страховых компаний, а именно – 220 из 448. Возникает резонный вопрос: чем занимаются остальные 228?
«Мусорные» ценные бумаги образуют налоговые ямы
По аналогии со страховым рынком, где до 70% операций имеют характер «схемных решений», отечественный рынок ценных бумаг ненамного лучше. Особое внимание А. Клименко обратил на работу своего ведомства по очищению финансовых рынков от схемных операций и «мусорных» ценных бумаг, о которых следует рассказать подробнее.
Финансистам хорошо известна стандартная ситуация, когда общество с ограниченной ответственностью, имеющее на балансе два телефона, одного сотрудника и уставной капитал 10 тыс. грн, путем реорганизации создает акционерное общество с уставным капиталом 100 млн грн. Его учредители (такие же «пустые» ООО), купив такие же «мусорные» акции и оценив их в тысячу раз дороже, формируют уставной фонд нового акционерного общества. Зачем, казалось бы, нужна эта морока? Да затем, чтобы предприятия реальной экономики имели возможность ставить дымовую завесу над своими реальными доходами и расходами, манипулируя таким образом реальной базой налогообложения. Схема такова: создать ничего не стоящий актив, а потом купить его за очень большие деньги, чтобы завысить валовые расходы. Или наоборот: купить какой-нибудь актив за большие деньги, а потом сделать вид, что он резко упал в цене, имитировав таким образом убытки. Понятно, что на роль такого «мусорного» актива, который, когда нужно, удачно растет, а когда нужно, резко падает в цене, очень подходят «технические» акции, облигации, векселя и прочие долговые обязательства специально для этого созданных подставных предприятий.
С помощью эмиссий и перепродажи ценных бумаг всех видов до сих пор можно было отмывать деньги в больших масштабах, потому что налоговые органы не всегда могли оперативно контролировать движение денег и проверять операции с нематериальными активами. Однако, судя по заверениям г-на Клименко, подобные схемы вскоре отойдут в прошлое, чему послужат подписание меморандума и ожидаемое в будущем плодотворное сотрудничество Миндоходов и финансовых регуляторов, которыми являются Нацкомфинуслуг и НКЦБФР.
Кроме того, с 1 января 2013 г. действуют новые правила налогообложения операций с ценными бумагами. Первые основательные выводы об их эффективности можно будет сделать лишь по итогам декларационной компании I квартала, однако некоторые интересные тенденции Миндоходов фиксирует уже сейчас. В конце минувшего года официально задекларированные доходы по операциям с ценными бумагами выросли почти в 2 раза, или на 102 млрд грн, но и сумма убытков от таких операций пока осталась большой – 126 млрд грн.
Законопроект о трансфертном ценообразовании требует доработки
Весьма актуальной остается проблема уклонения от уплаты налогов при продаже украинских ценных бумаг и корпоративных прав. Это особенно важно при операциях по продаже украинских акций иностранным компаниям, которые расположены в странах, с которыми Украина не заключила договор об избежании двойного налогообложения. В подобных операциях оффшорные компании, особенно кипрской юрисдикции, как правило, выступают как буферные и транзитные, а конечными реципиентами денежных средств являются страны Европейского союза. Поэтому особое внимание компетентным органам следует обратить на процесс ценообразования.
В этой связи Кабмин подал в парламент разработанный специалистами Миндоходов законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно трансфертного ценообразования)». По идее, он был предназначен для того, чтобы нейтрализовать усилия транснациональных корпораций и промышленно-финансовых групп минимизировать свои налоговые обязательства путем вывода финансовых ресурсов за пределы отечественной экономики. Однако на заседании Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, которое проходило под председательством народного депутата Виталия Хомутынника, его участники нашли в тексте законопроекта слишком много существенных недостатков. В случае принятия его в таком виде этот нормативный акт не только не создал бы надежной преграды для незаконного вывода украинских денег за рубеж, но и предоставил бы для него дополнительные лазейки. Полностью согласившись с необходимостью усовершенствования законодательства на эту тему, члены Комитета решили создать рабочую группу для устранения имеющихся в законопроекте недостатков.
КОММЕНТАРИЙ
Александр Клименко, Министр доходов и сборов Украины:
– Финансовые регуляторы будут получать информацию из баз данных Миндоходов об уплате налогов объектами их регулирования для выявления фиктивных эмитентов, которые лишь имитируют хозяйственную деятельность. Миндоходов, в свою очередь, будет иметь доступ к материалам ревизий финансовых регуляторов в случае выявления ими фактов нарушения законодательства, а также к другой отчетной информации, которая поможет обеспечить полноту налогообложения. Хочу заверить, что это не просто декларация о намерениях. Это очередной шаг к повышению прозрачности финансового рынка до уровня мировых стандартов, когда обмен информацией между налоговым органом и регулятором рынка будет происходить фактически в режиме онлайн. Благодаря оперативному обмену информацией мы сможем избежать повторения таких ситуаций, которые возникали в последнее время, когда отдельные страховые компании собирали значительные суммы премий, а потом исчезали с рынка страховых услуг.