27 февраля в Комитете Верховной Рады по вопросам науки и образования состоялись парламентские слушания «О законодательном обеспечении развития высшего образования».Они былипосвящены рассмотрению трех законопроектов об образовании: №1187, №1187-1 и №1187-2. В заседании приняли участие народные депутаты, представители Министерства образования и науки, молодежи и спорта, других центральных органов исполнительной власти, облгосадминистраций и областных советов, Национальной академии наук, отраслевых академий, высших учебных заведений, работодателей, общественных образовательных и студенческих организаций – всего более 250 участников.
Законопроект №1187 и его авторы
Основные положения законодательной инициативы №1187 сводятся к использованию среднего балла аттестата совместно с внешним независимым оцениванием (далее – ВНО) во время конкурсного отбора при поступлении в вуз на бюджетной основе. Для тех же, кто собирается оплачивать свое обучение, ВНО исключается. Для младших специалистов поступление определяется вступительными экзаменами.
Законопроект не детализирует оценивание качества знаний студентов, получаемых ими в процессе обучения. Лицензирование и аккредитацию вузов предлагается перевести в компетенцию Минобразования. Полномочия студенческого самоуправления расширяются за счет трудоустройства и организации творческого досуга. Академическая свобода студентов состоит в выборе формы, условий и размера оплаты за обучение.
Имущество должно передаваться вузам на праве оперативного управления, а финансирование – осуществляться путем госзаказа. «Опекать» вузы, по замыслу авторов, будет Минобразование, имея в своем распоряжении 22 регуляторные и контрольные функции.
Законопроект №1187-1 и его авторы
Авторы законопроекта №1187-1 ратуют за то, чтобы вес ВНО при оценивании абитуриента составлял не менее 90%. Также, по их мнению, ВНО следует внедрить для вступления на магистратуру. Творческий конкурс необходимо оставить только для отдельных направлений. Государственные гарантии бесплатного доступа к высшему образованию должны быть предоставлены не менее 50% выпускников средних учебных заведений.
Для осуществления ВНО знаний студентов в процессе их обучения в вузе предусмотрено создание независимых Агентств внешнего обеспечения качества высшего образования, а результаты ВНО предлагается сделать открытыми. Полномочия по лицензированию и аккредитации вузов авторы считают необходимым возложить на Национальную комиссию регулирования образования и науки. Студенческое самоуправление – расширить, предоставив студентам право управлять вузами, защищать свои права и интересы, согласовывать касающиеся их вопросы. Академическая свобода студента должна подразумевать возможность выбора не менее 25% дисциплин, а также перезачет кредитов за обучение из других отечественных и зарубежных учебных заведений. В права вузов предлагается включить утверждение учебных планов и программ, определение размера и порядка финансирования, установление размера оплаты труда, осуществление издательской деятельности, определение специализации для подготовки магистров, признание дипломов зарубежных вузов. Имущество должно принадлежать вузам на праве собственности или хозяйственного ведения, а финансирование – осуществляться через государственные гранты.
Автор и его законопроект №1187-2
Законопроект №1187-2 – инициатива авторства народного депутата Виктора Балоги. Оценивать студентов при вступлении в вуз он предлагает по результатам ВНО, среднего балла аттестата и творческого конкурса. Экзамены предлагается оставить для оценки знаний желающих поступить в магистратуру или получить степень доктора философии. Г-н Балога согласен со своими коллегами в том, что гарантии бесплатного обучения должны распространиться на 50% выпускников школ, а вот к оценке качества их знаний в процессе получения высшего образования, по мнению нардепа, следует привлечь Национальное агентство по качеству высшего образования. Соглашается г-н Балога и с тем, что необходимо пересмотреть вопросы лицензирования вузов, расширить полномочия студенческого самоуправления и академическую свободу студентов, а также закрепить академическую и финансовую автономию вузов.
Нужен один, но достойный
Невзирая на то, что основная полемика ограничилась ВНО и его ролью в оценке знаний абитуриентов, в процессе обсуждения были высказаны достаточно интересные замечания и предложения. Например, был поднят вопрос о том, что вузы Украины готовят специалистов по более чем тысяче профессий, при том, что количество профессий, основам которых можно обучиться в международных учебных заведениях, не достигает 100. Такое положение приводит к тому, что выпускник вуза не может найти работу не потому, что он не получил надлежащих знаний, а потому, что в классификаторе профессий указанная в его дипломе попросту отсутствует.
КОММЕНТАРИИ
Григорий Калетник, глава Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений:
– Студенческие протесты являются необоснованными, поскольку тезисы, высказанные ими, не соответствуют нормам, заложенным в законопроекте №1187. Очевидно, что эта акция была организована руководящим составом вузов и имела скорее политическую окраску. Сегодня вопрос об усовершенствовании национального образования является первоочередным. Необходимо предпринимать решительные шаги и выносить на широкое обсуждение проблемы данной сферы. Обвинения в несостоятельности отмены ВНО беспочвенны, так как именно об отмене речь никогда не шла. Идеология законопроекта состоит в том, чтобы совместить ВНО с общением с абитуриентом с целью объективной и полной оценки его знаний. Более того, в личном общении с сотрудниками вуза абитуриент сможет определиться с принятием решения относительно поступления. Сколько было случаев, когда абитуриент подавал документы одновременно на разные факультеты и выбирал один из них не по призванию, а по иным соображениям. Представьте себе ситуацию, когда молодой человек, желающий стать агрономом, идет в медицинский только потому, что и там и там профильные предметы – украинский язык и биология.
Лилия Гриневич, председатель Комитета ВР по вопросам науки и образования:
– Принятие представленного варианта законопроекта №1187 повлечет нарушение основного достижения отечественного образования за годы независимости, а именно – справедливого доступа к высшему образованию. Мы признаем, что система ВНО пока несовершенна. Однако было бы правильнее уделить внимание ее дальнейшей разработке, а не говорить о ее нивелировании. Во всем мире в перечень вопросов ВНО входят такие, которые требую самостоятельной аргументации. В нашей системе подобные вопросы пока отсутствуют, что обусловлено экономией на их подготовке. Развитие ВНО состоит в том, чтобы к разработке заданий и вопросов привлечь как можно большее количество профессионалов, и выбрать лучшие наработки, основываясь на добросовестной конкуренции.