После принятия в 2010 г. постановления КМУ №996 «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики» в истории независимой Украины начался наиболее активный этап создания общественных советов при министерствах и ведомствах. Однако, несмотря на желание общественных организаций участвовать в формировании госполитики, без проблем не обошлось. Наиболее существенной оказалась реальная невозможность в полной мере влиять на решения органов исполнительной власти. Причиной этого во многих случаях являлось внутренне противостояние между членами советов, которое приводило к снижению эффективности их работы. В результате нередко возникали конфликты между руководством совета и органом власти, к которому он был «прикреплен».
В качестве примера можно привести ситуацию вокруг общественного совета при Министерстве внутренних дел. Непонимание между чиновниками и членами совета достигло такого уровня, что министерство просто ликвидировало его. Соответствующий приказ №684 был обнародован на сайте МВД 13 августа с. г. Свое решение МВД мотивировало тем, что руководство совета не смогло надлежащим образом организовать его работу и реализовать имеющиеся механизмы участия общественности в формировании политики государства. Заседания совета проводились бессистемно, планы работы с общественностью не составлялись, направленные в МВД протоколы не содержали предложений, которые могли бы реально повлиять на принятие управленческих решений ведомства. Имели место и случаи нарушения руководством условий формирования состава совета. Так, его председатель единолично, без вынесения вопроса на обсуждение, отказал 16 представителям общественных организаций, подавшим заявления о включении в состав совета вместо выбывших лиц. А последнее заседание совета состоялось 22 марта, т. е. более 3 месяцев назад. Это, по мнению МВД, свидетельствует о неспособности членов совета собраться для проведения очередного заседания и их незаинтересованности в работе.
Со своей стороны, «уволенное» руководство совета имеет иное видение причин его ликвидации. По словам бывшего председателя общественного совета при МВД Э. Багирова, указанные в приказе формальные основания для досрочного прекращения деятельности совета не соответствуют действительности. На самом деле совет не имел условий для нормальной работы, в частности, его неоднократные просьбы о выделении помещения и телефона игнорировались. Правда, у МВД на данный счет своя позиция, суть которой в том, что совет слишком долго сосредотачивал основное внимание именно на этих вопросах, причем далеко за рамками «комфортных условий работы» – например, требовал обеспечить его транспортом, пропусками на режимные территории министерства и т. п.
Кто прав, а кто виноват в данной ситуации, поможет разобраться суд, в который намерены обратиться некоторые члены уже несуществующего совета. Но однозначно можно сказать, что для представителей других общественных советов это должно послужить уроком и стимулом к более активной деятельности и недопущению внутренних конфликтов.