Мониторингом избирательного процесса и выявлением нарушений активного избирательного права граждан призван заниматься Общественный комитет по вопросам защиты активного избирательного права. В случае выявления нарушений избирательного законодательства комитет будет рекомендовать Уполномоченному составлять акты реагирования. Действовать комитет будет при участии представителей общественных организаций и экспертного совета, в который войдут законодатели и научные работники. Председателем Комитета назначен Алексей Гончарук. По его словам, «комитет попытается консолидировать работу ведущих общественных институций, которые уже действуют в сфере защиты избирательных прав граждан, и дать реальную картину нарушений на будущих выборах». Кроме того, 2 августа на пресс-конференции, посвященной 100 дням работы омбудсмена, Валерия Лутковская сообщила о назначении представителя Уполномоченного по вопросам соблюдения избирательных прав граждан, которым стал Михаил Чаплыга, занимающий до этого должность советника украинского омбудсмена. По словам г-жи Лутковской, необходимость этого назначения возникла в связи с началом избирательной кампании для обеспечения защиты избирательных прав граждан.
Уголовная ответственность за клевету не вернется
В рамках пресс-конференции были представлены результаты работы Секретариата Уполномоченного по главным направлениям. Говоря о приоритетах своей деятельности, В. Лутковская отметила, что один из приоритетов – это анализ законодательства на предмет его соответствия международным стандартам в области прав человека. В качестве примера было представлено заключение о скандальном законопроекте «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины» (рег. №11013 от 19.07.2012). Этим документом предлагается ввести уголовную ответственность за клевету и оскорбление. По словам В. Лутковской, с 2001 г. уголовное законодательство Украины не предусматривает ответственности за клевету и оскорбление: «Избавляясь от советского наследия, еще в 2001 г. украинский законодатель решил декриминализировать диффамацию, тем самым выполнив обязательства, взятые на себя Украиной при вступлении в Совет Европы. Такое решение приветствовалось ПАСЕ, а также Комитетом ООН по правам человека». Омбудсмен четко дала понять, что возвращение в законодательство Украины уголовной ответственности за клевету и оскорбление нецелесообразно, поскольку это приведет к чрезмерному ограничению свободы выражения взглядов и будет иметь сдерживающий эффект в деятельности СМИ. По мнению Уполномоченного, этот проект закона противоречит Конституции Украины, Европейской конвенции о правах человека, международным обязательствам Украины, а значит, не должен быть принят.
«Омбудсмен +»
Весьма позитивным стало заявление Валерии Лутковской, что по ее инициативе функции национального превентивного механизма (далее – НПМ) будут возложены на офис омбудсмена. Напомним, что разговоры вокруг создания НПМ в Украине ведутся давно – с 2006 г., когда Украина присоединилась к Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ФПКПК). Протокол обязывает государства-члены в течение года с момента его ратификации назначить или создать независимый национальный орган или совокупность органов (так называемый Национальный превентивный механизм). Основная задача НПМ заключается в регулярном посещении всех тех мест, где граждане лишены или могут быть лишены свободы. Такой подход, т. е. создание системы регулярных посещений мест несвободы экспертными органами, как показывает международный опыт, способствует улучшению прозрачности и уменьшению злоупотреблений в местах лишения свободы.
Как отметила г-жа Лутковская, после проведения широкого общественного обсуждения возможного формата НПМ было принято решение, что для Украины наиболее эффективной станет модель «Омбудсмен +». В связи с этим совместно с экспертами Совета Европы был разработан законопроект, которым предусматривается предоставить Офису Омбудсмена полномочия по реализации НПМ путем внесения соответствующих изменений в ЗУ «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека». Также решено разработать Положение и Регламент Экспертного совета по вопросам реализации национального превентивного механизма при Представителе Уполномоченного по правам человека, которые бы определяли методологические принципы и стандарты проведения мониторинговых визитов в места несвободы.
Специалисты отмечают, что в идеале НПМ должен вести с государством непрерывный конструктивный диалог, предоставляя экспертные рекомендации и предложения по соблюдению прав людей, находящихся в местах несвободы. Как правило, НПМ также взаимодействует с подкомитетом ООН по предупреждению пыток, который был создан после вступления ФПКПК в июне 2006 г. и в состав которого входят 25 независимых экспертов, осуществляющих периодические визиты в места несвободы в государствах-членах ФПКПК и предоставляющих консультации как государствам, так и НПМ.
Новый омбудсмен – новый секретариат
Как известно, с приходом нового руководства меняется и штат той или иной структуры. Не стал отходить от этой традиции при формировании новой команды и украинский омбудсмен. После назначения В. Лутковской на должность существенно обновлена структура офиса. К примеру, появился департамент по вопросам реализации национального превентивного механизма, который возглавил Юрий Белоусов. В связи с этим, кроме того, что был укомплектован штат специалистов нового департамента, для его сотрудников был проведен первый тренинг по особенностям функционирования национальных превентивных механизмов в соответствии с требованиями ФПКПК. Также в структуре секретариата были созданы два новых управления: анализа законодательства и законопроектной работы и информационной политики. Первое управление, по словам начальника cекретариата Богдана Крикливенко, будет заниматься разработкой проектов нормативно-правовых актов, необходимых для предупреждения нарушений прав и свобод человека или для содействия в их восстановлении. Кроме того, это даст возможность другим структурным подразделениям сосредоточиться на индивидуальных жалобах. Второе управление будет заниматься популяризацией правовых знаний среди населения и повышением правовой осведомленности граждан.
Позитивные изменения в работе офиса Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека были отмечены и на международном уровне. По словам эксперта программы развития ООН в Украине Аллара Йыкса, открытость, доступность и прозрачность – это три важнейших критерия, которыми должен руководствоваться в своей деятельности омбудсмен: «Я вижу, что сейчас Уполномоченным и его Секретариатом многое делается для того, чтобы в полной мере соответствовать этим критериям. Деятельность Уполномоченного и его офиса стала прозрачной и открытой, а сайт омбудсмена стал информативнее. Все это свидетельствует о том, что разработана и реализуется стратегия коммуникации». Также эксперт пришел к выводу, что в Украине есть мало людей, которые знают о деятельности Уполномоченного по правам человека, и отметил, что сейчас ситуация улучшается. «Доступность – это совместная работа не только с неправительственными и международными организациями, но и с государственными структурами», – отметил эксперт ПРО ООН. «Это не значит, что раньше этого не было, но хочу отметить, что новый омбудсмен Украины госпожа Валерия Лутковская действует в правильном направлении. Ярким подтверждением может стать, например, создание Консультативного совета при Уполномоченном. Это то, чего в Эстонии, например, нет, этот опыт мы можем взять из украинской практики», – подытожил Аллар Йыкс.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»