Вступительная кампания 2012 г. стартовала со 2 июля, и вчерашние выпускники, определившись с будущей профессией, подают документы в вузы. Кстати, по сравнению с предыдущими годами, абитуриентов, стремящихся получить высшее образование, сегодня стало гораздо больше, о чем свидетельствуют данные МОН Украины. Как отметил Николай Фоменко, заместитель директора департамента высшего образования МОН Украины, «вступительная кампания этого года уже стала рекордной по числу заявлений в вузы по сравнению с прошлогодними». И действительно, за 14 дней в вузы страны подали документы 426 500 абитуриентов. Очевидно, что с таким наплывом заявлений приемным комиссиям вузов справиться нелегко, а посему можно ожидать и некоторых нарушений правил приема. По мнению «Судебно-юридической газеты», абитуриентам следует обратить внимание на основные этапы поступления (от подачи документов до приказа о зачислении), предусмотренные Приказом МОН Украины от 12.10.2011 «Об утверждении Условий приема в высшие учебные заведения в Украине в 2012 г.» (далее – Условия).
Отказ в приеме документов
Отказ в приеме документов в установленные сроки по причине «мы уже набрали» или «мест нет» является недопустимым. Абитуриенту, столкнувшемуся с такой ситуацией, следует незамедлительно написать заявление на имя ректора вуза, зарегистрировать его в приемной и получить на руки копию такого заявления с проставленным на нем номером и датой входящей документации. Можно также порекомендовать направить заявление в МОН Украины на имя министра образования. Очевидно, что после таких шагов документы поступающего вуз примет.
Согласно п. 6.1. Условий, поступающие подают заявление об участии в конкурсном отборе в вуз в бумажной или электронной форме. «Бумажное» заявление подается абитуриентом в приемную комиссию учебного заведения лично. Так что если документы принесли бабушка или папа, потому как их чадо, к примеру, отдыхает на море, то понятно, что их не примут. Кроме того, при подаче заявления абитуриент должен лично предъявить необходимые документы:
1) документ гособразца о ранее полученном образовательном уровне, на основе которого осуществляется поступление, и приложение к нему;
2) сертификат (сертификаты) внешнего независимого оценивания (для поступающих на основе общего среднего образования);
3) медицинскую справку по форме 086-у. Причем оригиналы или копии перечисленных документов остаются в личном деле абитуриента;
4) документ, удостоверяющий личность и гражданство;
5) шесть цветных фотографий (3х4 см).
Если абитуриент не предоставит какой-то из названных документов, приемная комиссия вправе отказать в приеме заявления.
Следует отметить, что если абитуриент пробует себя в нескольких вузах (до пяти учебных заведений), по его требованию при подаче документов все копии удостоверяются по оригиналу приемной комиссией вуза, в который они подаются, или в установленном законом порядке (например, у нотариуса). Важно знать, что п. 6.6. Условий устанавливает, что копии документов без предъявления оригиналов не рассматриваются! Если же приемная комиссия не желает удостоверять копии по оригиналам документов, решать этот вопрос, опять-таки, придется через заявление на имя ректора.
Вступительные экзамены и апелляция
При проведении вступительных экзаменов для поступающих на основе базового или полного общего среднего образования создаются предметно-экзаменационные комиссии. Понятно, что от результатов оценки знаний абитуриента будет зависеть и его дальнейшая учеба в вузе. Поэтому, если вы не согласны с результатами экзамена, опускать руки и ждать следующего года не стоит, ведь Условия позволяют абитуриенту подать апелляцию. Согласно п. 9.7. Условий, апелляции на результаты вступительных экзаменов, проведенных вузом, рассматривает апелляционная комиссия этого вуза, состав и порядок работы которой утверждается приказом его руководителя. Правила обжалования вступительных экзаменов каждый вуз устанавливает по-своему (конечно, по согласованию с МОН).
К примеру, в этом году в КНУ им. Т. Шевченко утверждено Положение об апелляционной комиссии в 2012 г., согласно которому апелляция подается абитуриентом лично в день объявления оценки (следующий рабочий день после проведения письменного экзамена) отборочной комиссии приемной комиссии соответствующего факультета. Апелляция оформляется в виде заявления свободной формы на имя ответственного секретаря приемной комиссии. Абитуриенту сообщается дата, время и место проведения заседания апелляционной комиссии по рассмотрению его апелляции. Причем рассматривается она, как правило, в присутствии абитуриента в день подачи или на следующий рабочий день. По результатам рассмотрения апелляции может быть принято одно из двух решений: либо удовлетворение апелляции и увеличение числа полученных баллов, либо отклонение апелляции и оставление числа полученных заявителем балов неизменным. В случае принятия решения о замене оценки, полученной абитуриентом во время вступительных экзаменов, новая оценка вносится в отдельную ведомость, а в экзаменационном листе абитуриента делается специальная пометка об изменении оценки.
В общем, абитуриенту перед вступительным экзаменом необходимо ознакомиться с правилами работы апелляционной комиссии вуза и ни в коем случае не затягивать с обжалованием результатов экзаменов. Теоретически можно допустить, что администрация вуза отказывается создавать апелляционную комиссию и, соответственно, не принимает жалобу. В этом случае необходимо «напомнить» в письменном заявлении на имя ректора о п. 9.7 Условий и потребовать принять апелляцию. Нелишним будет и звонок на горячую линию МОН, и направление в адрес министерства жалобы. Разумеется, при получении отказа в рассмотрении апелляции у абитуриента сохраняется право на обращение в суд. Но вряд ли кто-то из поступающих будет тратить свое время на «судебные разборки» вместо того, чтобы попробовать свои силы в другом вузе.
Рекомендован – не значит зачислен
Спорные вопросы могут возникнуть и при составлении и обнародовании списков абитуриентов, рекомендованных к зачислению. Однако не спешите делать выводы. Приемная комиссия принимает решение о рекомендации к зачислению на обучение на места государственного заказа поступающих, находящихся на наивысших позициях рейтингового списка. А вот рекомендации о зачислении на обучение за счет средств физических (юридических) лиц предоставляются после завершения зачисления абитуриентов на места госзаказа. Так что, если вы поступали на платное отделение вуза (обучение за счет средств физических лиц), то с рекомендацией придется подождать, поскольку, согласно п. 8.3 Условий, после выполнения абитуриентами всех требований для зачисления на обучение по госзаказу формируются списки рекомендованных для зачисления на обучение за средства юридических и физических лиц. Сроки выполнения требований для зачисления «платников» устанавливаются приемной комиссией вуза, но не позднее 25 августа, обнародование же списков рекомендованных к зачислению осуществляется не позднее 12 часов в день принятия приемной комиссией решения о рекомендации к зачислению. Официальным уведомлением о предоставлении рекомендаций к зачислению считается обнародование соответствующего решения на стендах приемных комиссий вузов.
Обратите внимание: никто из приемной комиссии не обязан высылать абитуриенту письменные уведомления, рассылать SMS или звонить по телефону с радостным известием о зачислении – разве что такая форма оповещения будущего студента предусмотрена правилами приема конкретного вуза. Поэтому, если абитуриент опоздал с выполнением требований для зачисления в вуз, право стать студентом в этом году он теряет. Что касается самих требований, так необходимых для зачисления, то они просты: предоставить оригиналы документов об образовании, сертификаты, медсправку. Как уже отмечалось, абитуриенты, рекомендованные для зачисления на обучение за средства физических (юридических) лиц, должны предоставить оригиналы документов в сроки, установленные приемной комиссией вуза, но не позднее 25 августа. Приказы о зачислении на обучение издаются руководителем вуза на основании решения приемной комиссии и публикуются на информационном стенде приемной комиссии и веб-сайте вуза в виде списка зачисленных. Как видно, при поступлении в вуз немало зависит и от того, ориентируется ли абитуриент в правилах приема.
Подводные камни электронных заявлений
По состоянию на 18 июля 2012 г. общей системой «Электронного заявления для участия в конкурсном отборе в вузы Украины» уже воспользовались 50723 лица, т. е. каждый восьмой абитуриент избрал электронный вариант подачи заявления. Отметим, что сама идея создания «Конкурса» и «Единой государственной электронной базы по вопросам образования» (ЕГЭВО или ЕБ) – автоматизированной системы сбора, верификации, обработки, хранения и защиты данных, в т. ч. персональных, относительно поставщиков и получателей образовательных услуг с целью обеспечения потребностей физических и юридических лиц, довольно прогрессивна. Вот только, как обычно, хромает ее исполнение. Обиднее всего, что пострадавшими могут стать вчерашние школьники, которые, скажем, не нашли себя в списках рекомендованных к зачислению, не предоставили оригиналы документов и, как следствие, не стали студентами.
Сбой системы. В соответствии с Порядком подачи и рассмотрения заявлений в электронной форме на участие в конкурсном отборе в вузы, утвержденным Приказом МОН №1179 от 12.10.201 (с изм. от 22.02.2012, далее – Порядок), поданное поступающим электронное заявление сразу же отображается в разделе ЕБ, к которому имеет доступ выбранный абитуриентом вуз. В момент подачи электронное заявление получает статус «Заявление подано в ВУЗ». Электронное заявление, которое в течение 48 часов с момента подачи абитуриентом не получило иного статуса, чем упомянутый, автоматически аннулируется (п. 2.10 Порядка). При этом отслеживать статус заявления поступающие могут лишь на страничке «личного электронного кабинета», в который, судя по отзывам на просторах Интернета, попасть им не удается. Очевидно, это положение разработано без учета технических сбоев работы сервера и всей системы в целом, которые случаются на практике. Поэтому остается посоветовать абитуриентам воспользоваться «дедовским» способом и лично подать бумажное заявление в приемную комиссию вуза.
Ошибки в данных. Согласно Порядку, в личном электронном кабинете поступающий вносит в ЕБ такие данные о себе: пол, место рождения, номера телефонов, дата выдачи медсправки по форме 086-у, средний балл приложения к аттестату о полном общем среднем образовании, а также данные об иных собственных сертификатах ВНО. Однако в результате некорректной работы системы возможно неправильное написание фамилии, даты выдачи медицинской справки, наконец, есть случаи, когда занижается или увеличивается средний балл аттестата, теряются данные о сертификатах ВНО и случаются прочие «технические» ошибки. Поэтому абитуриенту, заметившему ошибки и неточности в системе, следует направить жалобу в Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины.
Юлия Габдуллина,
специально для «Судебно-юридической газеты»