Каждому, кто планирует обращаться в Европейский суд, необходимо знать, что процедура обращения представляет собой систему четко определенных правил, от строгого соблюдения которых зависит, будет ли жалоба рассмотрена. Разберемся с этими правилами более подробно.
Кто может пожаловаться
Согласно ст. 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что стали жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или протоколах к ней. Для заявителей практически не установлено ограничений – это могут быть и взрослые, и дети, и физические лица, и организации (но не должностные лица и не официальные органы государства). Кроме того, в ряде своих дел Европейский суд признал, что недееспособные лица также имеют право подавать жалобы. При этом заявителю необязательно быть гражданином государства-члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.
Основное правило – личные права обращающегося лица должны быть нарушены. Суд не принимает к рассмотрению так называемые абстрактные жалобы, т. е. жалобы, в которых излагается несоответствие национальной практики или законодательства положениям Конвенции, но не указано, при каких конкретных обстоятельствах и какие именно персональные права заявителя были нарушены. Например, гражданин Норвегии обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой, что норвежское законодательство об абортах противоречит ст. 2 и 8 Европейской конвенции. Однако лично он никаких нарушений своих прав при применении этого законодательства не претерпел, поэтому его обращение было признано неприемлемым.
Для признания жалобы приемлемой необходимо, чтобы на момент рассмотрения дела в Европейском суде лицо все еще было жертвой, т. е. испытывало последствия нарушения его прав и не получило полного возмещения понесенных убытков и перенесенных страданий.
На что можно жаловаться?
Зачастую в Европейский суд обращаются с жалобами, которые просто не входят в его компетенцию. Прежде всего, следует знать, что Евросуд – это не орган по пересмотру решений национальных судов, не кассационная инстанция. Это самостоятельный судебный орган, и обращаться в него можно только с жалобами на нарушение тех прав, которые содержатся в Конвенции и протоколах: права на жизнь (ст. 2 Конвенции), права не подвергаться пыткам, унижающему и бесчеловечному обращению (ст. 3 Конвенции), запрета рабства и принудительного труда (ст. 4 Конвенции), права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции), права на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции), на свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Конвенции), на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции), на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции (ст. 2 Протокола 7), на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола 7) и др.
Когда можно жаловаться?
В соответствии со ст. 35 Европейской конвенции, Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты (т. е. дело было рассмотрено в национальном суде первой инстанции, апелляции и кассации), как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права. Кроме того, с момента последнего судебного решения (или официального ответа органа, призванного устранить проблему) должно пройти не более 6 месяцев. Доказательства, что средства внутренней правовой защиты исчерпаны, следует прилагать к жалобе.
Нередко поводом к обращению в ЕСПЧ становятся сразу несколько нарушений. В этом случае необходимо очень точно проверить, исчерпаны ли по каждому из нарушений судебные средства внутренней правовой защиты. Пример: гражданин был незаконно помещен под стражу. Он обжаловал действия властей в суде, получил отказ, и кассационная инстанция оставила решение в силе. Таким образом, средства внутренней правовой защиты были исчерпаны. Однако, подавая жалобу в Евросуд по правам человека о нарушении ст. 5 (1) и 5 (4) (каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию), гражданин не попытался решить проблему возмещения в национальном суде.
Как правильно подавать жалобу
В ЕСПЧ можно обратиться с письмом, в котором следует кратко изложить суть жалобы, указать, какие права нарушены, в чем именно это выразилось, какие средства внутренней правовой защиты использованы, приложить копии соответствующих документов. В этом письме также надо указать цель обращения: стремление прекратить нарушение прав, изменить общую практику государства, изменить законодательство. Не следует забывать о требованиях справедливой компенсации: в сумму, которая, по мнению обращающегося, должна быть присуждена по решению суда, включаются судебные издержки, связанные с рассмотрением дела, другой понесенный в результате нарушения прав материальный ущерб, компенсация морального вреда.
Адрес, по которому следует направлять обращение:
The Registrar
European Court on Human Rights. Council of Europe
F - 67075 Strasbourg Cedex France
Официальные языки Европейского суда – французский и английский, но обращение можно направить и на русском или украинском. На начальной стадии производства Суд может вести переписку на этих языках. Но если Суд на основе присланных документов не признает жалобу неприемлемой и решит предложить правительству выразить свою позицию по поводу требований заявителя, дальнейшая переписка будет вестись на английском или французском языке. По общему правилу, свои дальнейшие замечания заявитель или его представитель должны будут передавать также на английском или французском языке. Секретариат суда направит подтверждение получения письма и сообщит номер временного досье, который следует указывать во всей дальнейшей переписке. Суд принимает только те заявления, которые присланы по почте (а не по телефону). Если заявление отправляется по электронной почте или по факсу, его обязательно нужно продублировать обычной почтой. Также нет необходимости лично присутствовать в суде для устного изложения обстоятельств дела. Письма и документы, которые направляются в Суд, не следует прошивать степлером, склеивать или скреплять иным образом. Все страницы должны быть последовательно пронумерованы.
Возможно, Секретариат запросит дополнительную информацию. Если же он придет к заключению, что существует очевидное препятствие для того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, он уведомит заявителя об этом. Но мнение Секретариата – это еще не мнение Суда. Возможно, учитывая замечания, сделанные Секретариатом, недостатки и пробелы в жалобе удастся устранить. Если же переписка покажет, что обращение может быть зарегистрировано как жалоба, Секретариат направит заявителю формуляр жалобы с пояснительной запиской по его заполнению. Суд рассматривает только те жалобы, которые заполнены в требуемой форме и содержат все указанные в формуляре сведения. При направлении обращения в Евросуд заявитель не несет никаких издержек, кроме оплаты почтовых отправлений. Но при этом следует четко осознавать, что подать жалобу без помощи адвоката будет очень сложно, а услуги адвокатов, работающих с ЕСПЧ, дорогостоящи.
Андрей Меданский, специально для
«Судебно-юридической газеты»
Информацию по ЕСПЧ, а также бланк заявления
см. на портале SUD.UA по адресу http://sud.ua/photo/2012/07/19/40771-evrosyd.
Загрузить данный документ можно, перейдя по ссылке http://sud.ua/doc-17.