Стремительное развитие сферы обслуживания, торговой деятельности и, очевидно, правовой культуры украинцев не дает покоя отечественным судам - все они буквально завалены многочисленными судебными спорами о защите прав потребителей. Основная проблема здесь в том, что при заключении «потребительских» договоров каждая сторона стремится составить документ именно в свою пользу, расчетливо руководствуясь собственной выгодой, а не законодательными актами в этой сфере. Эксперты «Судебно-юридической газеты» решили проанализировать права потребителей в контексте нарушения условий некоторых договоров.
Недобросовестных ремонтников нужно наказывать
Один из читателей нашей газеты сетует, что бригада по проведению ремонта в квартире уже третий месяц не может закончить начатое дело, и владелец вынужден жить в арендованных апартаментах. Это при том, что сроки по договору давно истекли. Усугубляет ситуацию и то, что большая часть ремонта уже завершена, а у заказчика есть претензии к качеству выполненной работы.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О защите прав потребителей» №1023-XII от 12.05.1991 (далее - Закон №1023-XII), потребитель имеет право отказаться от договора о выполнении работ (предоставлении услуг) и требовать возмещения убытков, если исполнитель своевременно не приступил к выполнению обязательств по договору или выполняет работу так медленно, что закончить ее в определенный срок явно не сможет. Если же значительная часть работ (свыше 70% общего объема) уже выполнена, потребитель имеет право расторгнуть договор лишь относительно оставшейся части работ. Более того, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена по вине исполнителя согласно условиям договора, потребитель имеет право назначить исполнителю соответствующий срок для устранения недостатков. В случае же невыполнения этого требования в определенный срок потребитель может расторгнуть договор и требовать возмещения убытков или поручить исправление недостатков третьему лицу за счет исполнителя.
Нередки случаи, когда наемные работники некачественно выполняют свою работу. При выявлении таких недостатков потребитель имеет право на свой выбор требовать бесплатного устранения недостатков в выполненной работе в разумные сроки; соответствующего уменьшения стоимости выполненной работы; бесплатного повторного выполнения работы; возмещения нанесенных ему убытков с устранением недостатков выполненной работы своими силами или с привлечением третьих лиц. Указанные требования подлежат удовлетворению в случае выявления недостатков во время принятия выполненной работы или во время ее выполнения. В случае невозможности выявления недостатков во время принятия выполненной работы требования должны быть удовлетворены в течение гарантийного или другого срока, установленного договором, а в случае отсутствия гарантийного или другого срока, установленного законодательством или договором - в течение двух лет со дня принятия выполненной работы.
При наличии в работе существенных недостатков потребитель имеет право требовать расторжения договора и возмещения убытков. Если существенные недостатки были обнаружены в работе, выполненной из материала потребителя, он имеет право требовать выполнения работ исполнителем из такого же материала или расторжения договора и возмещения убытков. Такие требования могут быть предъявлены потребителем в течение сроков, предусмотренных правовыми актами и нормативными документами, условиями договора, а в случае отсутствия таковых - в течение десяти лет.
Впрочем, нередко исполнитель по каким-то причинам попросту не может выполнить работу в соответствии с договором. В таком случае за каждый день просрочки потребителю платится пеня в размере 3% стоимости работы, если другое не предусмотрено законодательством. Если же стоимость работы не определена, исполнитель платит потребителю неустойку в размере 3% общей стоимости заказа. Следует отметить, что уплата исполнителем неустойки не освобождает его от выполнения взятых на себя обязательств по выполнению работы.
Где договор заключали?
Множество вопросов возникает и относительно договоров, заключенных вне торговых или офисных помещений.
К примеру, человеку пришло SMS с предложением услуг по подключению цифрового телевидения. Условия чрезвычайно выгодные, стоимость услуги смешная, и потребитель согласился. Представители фирмы установили новое оборудование, взяли деньги за работу, и стороны подписали договор. Проходит время, а обещанные новые каналы так и не появляются. Естественно, потребитель выявляет желание расторгнуть договор, а поставщик услуг грозит штрафом, вдвое превышающим оплату за услуги.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона №1023-XII, при реализации продукции вне торговых или офисных помещений продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю документ, удостоверяющий факт заключения договора и являющийся основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей. Такой документ должен содержать дату заключения договора; наименование и местонахождение продавца (исполнителя); наименование продукции; цену; срок выполнения работ (предоставления услуг); права и обязанности сторон договора; другие существенные условия.
В этом случае законодательством также установлено время для ознакомления с текстом договора и, в случае несогласия с его условиями, право его расторгнуть. Согласно ч. 3 ст. 12 Закона №1023-XII, в случае реализации продукции вне торговых или офисных помещений потребитель имеет право расторгнуть договор при условии уведомления об этом продавца (исполнителя) в течение 14 дней с даты получения документа, удостоверяющего факт совершения сделки, либо с даты приема продукции или первой поставки такой продукции (при условии, что продукция является вещью, а ее прием или поставка происходит позднее времени получения потребителем документа на ее продажу).
Рассматриваемую ситуацию также регулируют Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг №720 от 09.08.2005. Согласно положениям пп. 4.1 и 4.2 п. 6 этих Правил, потребитель имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае несогласия с изменением размера абонентной платы или перечня телепрограмм, который составляет содержание выбранного пакета. Но при этом необходимо обязательно в письменном виде предупреждать об этом провайдера.
Весомое значение при расторжении договора, заключенного вне торговых или офисных помещений, имеют сроки возвращения продукции и уплаченных за нее денег. В случае реализации продукции вне торговых или офисных помещений продавец (исполнитель) должен вернуть оплаченные деньги без задержки не позже 30 дней с момента сообщения потребителя о расторжении договора. Потребитель имеет право не возвращать продукцию или результаты работы или услуги к моменту возвращения ему оплаченной им суммы денег. При расторжении такого рода договора потребитель должен сообщить продавцу о месте, где продукция может быть возвращена. Договором может предусматриваться, что в случае расторжения договора продукция или результаты работ, которые были посланы по почте, должны также быть возвращены по почте. Любые расходы, связанные с возвращением продукции, возлагаются на продавца. Он должен возместить расходы потребителя в связи с возвращением продукции.
Несправедливый - недействительный!
Если сделка потребителя и продавца осуществляется вопреки принятым требованиям, договор или какие-то его положения в судебном порядке могут быть признаны недействительными. В таком случае продавец будет вынужден в 7-дневный срок с момента предъявления письменного требования потребителем вернуть потребителю уплаченные денежные средства, возместить причиненные убытки в полном объеме и возместить моральный вреда.
Исходя из ст. 18 Закона №1023-XII, продавец (исполнитель, производитель) не должен включать в договора с потребителем условия, которые являются несправедливыми. Условия договора являются несправедливыми, если, вопреки принципу добросовестности, его следствием является существенный дисбаланс договорных прав и обязанностей во вред потребителю. В частности, несправедливыми являются такие условия договора:
- освобождение или ограничение юридической ответственности продавца (исполнителя, производителя) в случае смерти или нанесения вреда здоровью потребителя, вызванных действиями или бездеятельностью продавца;
- исключение или ограничение прав потребителя относительно продавца или третьего лица в случае полного или частичного невыполнения или неподобающего выполнения продавцом договорных обязательств;
- установление жестких обязанностей потребителя, если предоставление услуги возложено на собственное усмотрение исполнителя;
- установление требования уплаты потребителем непропорционально большой суммы компенсации (свыше 50% стоимости продукции) в случае невыполнения им обязательств по договору;
- предоставление продавцу права расторгнуть договор с потребителем по собственному усмотрению, если потребителю такое право не предоставляется;
- предоставление продавцу права не возвращать средства, уплаченные за непредоставленную продукцию, в случае расторжения договора по инициативе продавца;
- установление неоправданно малого срока для предоставления потребителем согласия на продолжение действия договора, заключенного на определенный срок, с автоматическим продолжением такого договора, если потребитель не выразит соответствующего намерения;
- предоставление продавцу права в одностороннем порядке изменять условия договора по собственному усмотрению или на основаниях, не отмеченных в договоре;
- установление обязанности потребителя выполнить все обязательства, даже если продавец (исполнитель, производитель) не выполнит свои;
- предоставление продавцу права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу, если это может вызвать уменьшение гарантий, которые возникают по договору для потребителя, без его согласия.
Следует подчеркнуть, что нечеткие или двусмысленные положения договоров трактуются судом в интересах потребителей. Если в результате применения условий договора, который ограничивает права потребителя, ему нанесены убытки, они должны быть возмещены виновным лицом в полном объеме.
Татьяна Пашковская,
«Судебно-юридическая газета»