8 июня 2012 г., в преддверии выборов народных депутатов Верховной Рады, в Высшем админсуде Украины состоялась научно-практическая конференция «Выборы-2012: применение законодательства». На заседании обсуждались вопросы одинакового толкования и применения законодательства при рассмотрении споров о выборах народных депутатов ВР в 2012 г. и последующая разработка учебной программы для серии региональных тренингов для судей. В работе конференции приняли участие судьи ВАСУ, апелляционных админсудов, представители органов государственной власти и научных кругов. Следует отметить, что конференция начала ряд мероприятий, которые ВАСУ будет проводить совместно с международными партнерами в канун избирательной кампании. В частности, запланировано проведение 9 тематических учебных семинаров для судей в регионах (по количеству апелляционных округов системы административных судов).
Исключительная прерогатива КАСУ
Как отметил Председатель ВАСУ Игорь Темкижев, подготовка и проведение очередных выборов в ВР - важнейший вопрос как для государственных и политических деятелей, так и для каждого гражданина. Опыт работы админсудов на предыдущих выборах продемонстрировал необходимость существенного урегулирования отдельных аспектов избирательного процесса. Прежде всего, это касалось совершенствования законодательства, поскольку положения отдельных законодательных актов противоречили процессуальным нормам КАСУ.
«Несогласованности, обнаруженные в процессе практики применения избирательного законодательства во время выборов прошлых лет, и связанные с этим проблемы еще раз доказали, что процессуальный закон должен быть только один. В нашем случае это Кодекс административного судопроизводства Украины. Необходимость устранения изъянов избирательного законодательства привела законодателей к поиску оптимальных решений. На сегодня оптимизацией отечественного избирательного законодательства можно считать принятый ЗУ «О выборах народных депутатов Украины». Законодатель исключил из нового закона все процессуальные нормы, которые регламентировали процедуру рассмотрения административными судами избирательных споров и противоречили некоторым предписаниям КАСУ. Документ определил, что избирательные споры должны рассматриваться только по КАСУ, но в общем, за исключением некоторых положений, остался неизменным. Что же касается принятых недавно изменений избирательного законодательства, то они детально изучаются судьями для их соответствующего применения на будущих выборах», - отметил глава ВАСУ.
По словам г-на Темкижева, значительным подспорьем при рассмотрении дел этой категории станет апробированное в 2007 г. постановление Пленума ВАСУ «О практике применения административными судами положений КАСУ во время рассмотрения споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума». В условиях несовершенного на то время Закона «О парламентских выборах» и наличия коллизионных норм упомянутый документ способствовал единству судебной практики и соблюдению принципа юридической определенности как неотъемлемой составляющей принципа верховенства права во время рассмотрения избирательных дел.
Высокому качеству рассмотрения избирательных споров способствуют также конференции и семинары на темы, связанные с подготовкой и проведением выборов. Для надлежащей организации рассмотрения административных дел, связанных с избирательным процессом, и повышения квалификации судей, которые специализируются на этой категории споров, ВАСУ в ближайшее время организует и проведет для судей апелляционных, окружных административных, а также местных общих судов семинары, докладчиками на которых будут судьи ВАСУ и апелляционных админсудов, а также приглашенные эксперты по вопросам избирательного законодательства.
Разъяснения разосланы
Для формирования единой практики при решении избирательных дел ВАСУ в своих информационных письмах уже предоставил разъяснения таких актуальных вопросов, как определение подсудности избирательных споров, обратил внимание на неуклонное соблюдение сроков во время рассмотрения таких дел и правильное определение срока обжалования судебных решений, вынесенных в таких делах. «Убежден, что с учетом опыта, полученного на предыдущих избирательных гонках, судебная система Украины на будущих выборах сможет продемонстрировать готовность и возможность объективно и на уровне международных стандартов решать спорные вопросы избирательного процесса и должным образом защитить политический выбор наших граждан», - заявил г-н Темкижев.
В свою очередь, международные эксперты выразили надежду, что эта конференция, как и региональные семинары для судей административных судов по вопросам применения избирательного законодательства, которые будут проводиться в ближайшее время, помогут достичь большей юридической определенности и предсказуемости судебной практики в таких важных избирательных делах. В частности, руководитель проекта Международного фонда избирательных систем Девид Еннис считает выборы-2012 в Украине особенно важными, поскольку они продемонстрируют уровень демократических стандартов в Украине. «От того, насколько эти выборы будут прозрачными, свободными и справедливыми, зависит уровень доверия украинского общества к избирательной системе и политическим институциям страны», - подчеркнул он.
Право и политику надо разделять
Советник Президента, руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Администрации Президента Украины Марина Ставнийчук отметила важную роль судебной ветви власти в избирательном процессе, а также важность самой атмосферы выборов.
Время выборов, действительно, является для граждан Украины чрезвычайно сложным и серьезным испытанием. 1 июля заканчивается Евро-2012, и уже в конце этого месяца начинается выборный процесс. Как известно, проведение свободных выборов в любом государстве всегда оценивается с двух позиций. Прежде всего, речь идет о качестве избирательного законодательства. А второй и очень важный фактор - это та атмосфера, в которой происходит выборный процесс. «Атмосфера выборов, которая в полной мере отвечала бы европейским стандартам, - это прозрачность, честность, транспарентность. Сегодня нам стоит реализовать эти два фактора как серьезные двигатели будущей организации выборов народных депутатов. В принципе, на сегодняшний день можно считать, что по своему основному содержанию избирательное законодательство дает основания говорить о возможности проведения честных транспарентных выборов. Достигнуты определенные политические компромиссы, которые дают возможность провести действительно честные и открытые выборы», - уверена Советник Президента.
Г-жа Ставнийчук также отметила важность технических вопросов, связанных с решениями КСУ, которые необходимо учесть и внести в Закон до начала избирательной кампании. Если этого не произойдет, ЦИК будет вынуждена своими решениями регулировать те или иные процедуры. Такое право в последнее время нередко относят к полномочиям ЦИК, но это однозначно негативная тенденция, поскольку, исходя из ст. 92 Конституции, порядок проведения выборов в Украине регулируется исключительно законами.
«Уважаемые судьи, прошу вас всегда иметь в виду, что только избиратели имеют право устанавливать результаты выборов. Только результаты голосования каждого избирателя должны влиять на то, кто будет представлять тот или иной избирательный округ или избирателей в целом от тех или иных партийных списков в парламенте. Вы должны уметь разделять право и политику, отличать провокацию от нарушенного права», - резюмировала М. Ставнийчук.
Оптимистичных прогнозов нет
Зампредседателя ЦИК Андрей Магера отметил, что среди всех сфер права избирательное законодательство сегодня наименее стабильно. «Насколько позитивно можно воспринимать новое избирательное законодательство - вопрос очень непростой. С одной стороны, есть много положительных норм, их в избирательном законе удалось сохранить. Но, к сожалению, сама избирательная система не позволяет сделать оптимистичные прогнозы, насколько качественно могут быть проведены выборы. Решения КСУ о заграничных избирательных участках и двойном баллотировании также внесли некоторые коррективы в избирательный закон. В целом я разделяю позицию КСУ, но, к сожалению, другие положения закона на сегодняшний день допускают возможность одновременного баллотирования одного и того же человека во всех мажоритарных избирательных округах. К сожалению, ЦИК в данном случае не имеет оснований отказывать в регистрации таких кандидатов, и этот вопрос надо решать», - сказал он.
Заграница нам поможет?
Помимо прочего, председатель ВАСУ И. Темкижев и руководитель одного из международных проектов по развитию отечественной судебной системы подписали Протокол о сотрудничестве, действие которого рассчитано до конца сентября 2016 г. Среди основных направлений сотрудничества - продолжение семинаров для судей и кандидатов на должность судьи административных судов в сотрудничестве с Национальной школой судей Украины; организация и проведение ВАСУ семинаров и круглых столов по актуальным вопросам применения законодательства админсудами; создание Центра развития административной юстиции; поддержка информатизации административных судов, в т. ч. создание веб-сайтов админсудов; поддержка создания Ассоциации судей админсудов Украины.
Татьяна Пашковская,
«Судебно-юридическая газета»