Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован правительственный законопроект (рег. №10365), направленный на усовершенствование и упрощение процедуры государственной регистрации земельных участков и прав на недвижимое имущество. В связи с этим предлагается внести ряд изменений в некоторые законы. Из наиболее кардинальных изменений – возможность подачи документов для госрегистрации как в бумажной, так и в электронной форме. Нотариусов планируют наделить полномочиями государственного регистратора прав на недвижимое имущество, а физических и юридических лиц освободить от уплаты госпошлины. В подробности грядущих изменений вникала «Судебно-юридическая газета».
Документы в электронном виде
Одно из наиболее интересных изменений – возможность подавать документы для государственной регистрации в электронной форме. В предлагаемой редакции ст. 16 ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» указано, что заявление о государственной регистрации прав и их отягощений может подаваться в орган государственной регистрации в бумажной или электронной форме. Если объект недвижимого имущества расположен на территории, где действует два и более органа госрегистрации, заявление подается в один из них по выбору заявителя. При подаче заявления в электронной форме нужно предоставить оригиналы электронных документов, необходимых для такой регистрации, или их электронные копии. Т. е., подав электронное заявление, заявитель прилагает к нему отсканированные оригиналы или соответствующим образом заверенные копии. Кроме того, на заявление накладывается электронная цифровая подпись заявителя.
Такой подход действительно может облегчить для заявителя процесс регистрации: ни очередей, ни бесполезно потраченного времени. Но стоит помнить, что ответственность за достоверность предоставленных документов несет заявитель. Правда, это не исключает риски, связанные с подделкой отсканированных документов. А вот заявленный в пояснительной записке тезис, что изменениями предполагается освободить физических и юридических лиц от уплаты государственной пошлины при проведении государственной регистрации, не совсем соответствует действительности. В Декрет о госпошлине вносится пункт, связанный с освобождением от уплаты госпошлины, но в нем идет речь о государственных органах и должностных лицах, а не просто о физических и юридических лицах.
Два в одном: нотариус и регистратор
Еще одним существенным изменением является делегирование нотариусам части полномочий госрегистратора – соответствующие изменения будут внесены в законы «О нотариате» и «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Дословно новая норма будет звучать так: «Заявление о государственной регистрации прав и их обременений в результате совершения нотариального действия с недвижимостью, объектом незавершенного строительства подается нотариусу, который совершил такое действие». Т. е. государственная регистрация прав собственности осуществляется нотариусом при совершении им нотариального действия. Правда, заявление о регистрации прав собственности на земельный участок, по задумке, будет подаваться государственному кадастровому регистратору, который осуществлял регистрацию этого участка. Существенным является и изменение ст. 3 Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», которым снимается «территориальный» мораторий на регистрацию обременений прав – отныне такая регистрация будет проводиться независимо от места расположения объекта.
Что же касается непосредственно изменений в ЗУ «О нотариате», то проектом предполагается дополнить этот закон ст. 46-1, в которой определен правовой статус нотариусов и четко выписаны их полномочия в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Нотариус будет иметь доступ и пользоваться Государственным реестром прав на недвижимое имущество. При этом он выступает специальным субъектом, на которого возлагаются функции государственного регистратора прав на недвижимое имущество, и имеет печать регистратора. Немаловажно, что вместе с определением особого статуса нотариуса вводится страхование его гражданско-правовой ответственности – для этого вносятся изменения в ст. 7 ЗУ «О страховании».
При совершении нотариальных действий с недвижимостью, объектом незавершенного строительства нотариус осуществляет поиск в Госреестре сведений о зарегистрированных вещных правах на них и об отягощении таких прав, и уже по его результатам формирует выписку из реестра, которая остается в делах государственной нотариальной конторы или частного нотариуса.
Регистрация на новый лад
Обновленная ст. 4 ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» устанавливает, что право собственности на предприятие как единый имущественный комплекс, жилой дом, здание, сооружение и их отдельные части может быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности на земельный участок, на котором они расположены. А право собственности на квартиру, жилое и нежилое помещение может быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности на жилой дом, здание, сооружение, в которых они расположены. Но при этом, если законодательством предусмотрено принятие объекта недвижимости в эксплуатацию, регистрация прав на такой объект проводится лишь после него.
Кроме того, проект №10365 предлагает усовершенствовать порядок госрегистрации земельных участков. Из ч. 10 ст. 24 ЗУ «О Государственном земельном кадастре» планируется исключить п. 3, предусматривающий в качестве основания для отмены государственной регистрации «задержку с регистрацией вещного права на земельный участок по вине заявителя в течение одного года со дня осуществления госрегистрации». Также в случае предоставления информации о госрегистрации права аренды (субаренды) земельного участка указываются условия использования и целевое назначение такого участка.
Сроки проведения государственной регистрации прав на недвижимость и землю предполагается существенно сократить – с сегодняшних 14 до 5 рабочих дней. Правда, для регистрации права собственности (отказа) на предприятие как единый имущественный комплекс и в случае, если регистрации не предшествует выдача свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, срок устанавливается до 14 рабочих дней.
Важными для правоприменительной практики будут изменения, вносимые в ЗУ «Об ипотеке», касающиеся обременения ипотекой недвижимого имущества. На сегодняшний день, если такое обременение не зарегистрировано, это приводит к тому, что требование ипотекодержателя не получает приоритет относительно зарегистрированных прав или требований других лиц на переданное в ипотеку имущество, хотя ипотечный договор является действительным. Минюст предложил исключить из ст. 4 упомянутого закона именно эти положения, оставив лишь необходимость госрегистрации обременения недвижимого имущества ипотекой. Существенным изменением можно назвать и регистрацию прекращения ипотеки, поскольку снятие обременения будет производиться на основании заявления обременителя, которое он обязан предоставить в течение 5 рабочих дней со дня прекращения ипотеки самостоятельно или по письменному требованию должника или иного лица, права которого нарушены из-за наличия таких учетных записей. А вот в случае приобретения (передачи) недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, по результатам публичных торгов (аукционов) государственная регистрация прекращения ипотеки проводится на основании заявления государственного исполнителя.
Отныне только один реестр
И, наконец, с 1 июля 2012 г. будет действовать только Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация в Реестре прав собственности на недвижимое имущество, в Едином реестре запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственном реестре ипотек, а также предоставление информации из этих реестров прекращается. Заявления и сообщения, предоставленные в связи с государственной регистрацией, а также заявления и запросы, поданные в связи с получением информации из указанных реестров, будут рассматриваться лишь до 30 июня 2012 г.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
**Инфосправка**
Закон УкраЇни (проект)
Про внесення змін до деяких законодавчих актів
України щодо вдосконалення та спрощення процедури
державної реєстрації земельних ділянок
та речових прав на нерухоме майно
Верховна Рада України п о с т а н о в л я є:
І. Внести зміни до таких законодавчих актів України:
1. Частину першу статті 4 Декрету Кабінету Міністрів України від 21 січня 1993 року № 7-93 «Про державне мито» (Відомості Верховної Ради України, 1993 р., № 13, ст. 113 із наступними змінами) доповнити пунктом 49 такого змісту:
«49) органи державної влади (посадові особи) – за державну реєстрацію обтяження права на нерухоме майно».
2. У Законі України «Про нотаріат» (Відомості Верховної Ради України, 1993 р., № 39, ст. 383; 2009 р., № 13, ст. 161):
1) у статті 28:
частину першу після слів «нотаріальної дії» доповнити словами «здійснення функцій державного реєстратора прав на нерухоме майно відповідно до Закону України «Про державну реєстрацію речових прав на нерухоме майно та їх обтяжень»;
частину другу після слів «нотаріальної діяльності» доповнити словами «функцій державного реєстратора прав на нерухоме майно»;
у частині четвертій слова «сто п’ятдесят» замінити словом «п’ятсот»;
2) доповнити Закон статтею 461 такого змісту:
«Стаття 461. Повноваження нотаріусів у сфері державної реєстрації речових прав на нерухоме майно та їх обтяжень
Нотаріус під час вчинення нотаріальних дій з нерухомим майном, об’єктом незавершеного будівництва має доступ та користується Державним реєстром речових прав на нерухоме майно. Нотаріус є спеціальним суб’єктом, на якого покладаються функції державного реєстратора прав на нерухоме майно відповідно до вимог Закону України «Про державну реєстрацію речових прав на нерухоме майно та їх обтяжень», і має печатку такого реєстратора.