Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) – философ, писатель, государственный и общественный деятель Российской империи
Александр Радищев родился в семье небогатого провинциального помещика, офицера гвардии. Детство он провел в глухой саратовской деревушке под названием Верхнее Аблязово, русский язык изучал с помощью часослова и псалтыря. Возможно, в России и не было бы такого писателя, как Радищев, если бы не счастливое стечение обстоятельств: в 1757 г. родители отправили мальчика в Москву, к родственнику по материнской линии Аргамакову – человеку в высшей степени образованному и просвещенному. В его доме Александр воспитывался под наблюдением гувернера из Франции и именитых университетских учителей. Далее обстоятельства также складывались для мальчика как нельзя лучше – его сделали пажом, и он смог продолжить образование в Пажеском корпусе.
Видимо, Александр приглянулся Екатерине II, которая включила его в число молодых людей, которые в 1765 г. отправились в Лейпцигский университет изучать основы права и юриспруденции. Каждому из этих студентов полагалась стипендия в размере 800 руб. – сумма по тем временам огромная. Помимо права, они могли выбрать для изучения любую дисциплину. Радищев проявил блестящие способности в учении. Он прекрасно разбирался в медицине и химии, знал наизусть некоторых древних авторов, владел французским, немецким и английским.
Самый счастливый период жизни Александра начался в 1771 г., когда он был назначен на должность протоколиста при Сенате, а уже через 2 года стал капитаном в штате графа Брюса. Петербургское общество с удовольствием открыло двери талантливому писателю и переводчику. После женитьбы на Анне Рубановской Радищев решил оставить светские развлечения и пожить в уединении в своем имении. Только в конце 1777 г. он вернулся в Петербург, где занял место асессора в коммерц-коллегии. Именно здесь он впервые заявил о себе как о человеке с твердым характером и предельной честностью. Однако это не способствовало душевному равновесию Александра, поскольку большинство чиновников в то время без зазрения совести брали огромные взятки и посмеивались над этим поборником справедливости.
Несмотря на осторожное отношение государственной власти к смутьяну, его восхождение по служебной лестнице проходило довольно успешно. Граф Воронцов даже смог вымолить для Радищева чин надворного советника, а в 1780 г. его повысили до помощника управляющего Петербургской таможней. Впрочем, счастье писателя длилось недолго. Смерть жены в 1783 г. стала для него настоящим испытанием. Вот как сам Радищев описывал свое моральное состояние: «Смерть жены моей погрузила меня в печаль и уныние и на время отвлекла разум мой от всякого упражнения». На первый взгляд может показаться, что писатель смог побороть свои слабости и справился с душевным дисбалансом, тем более что в тот момент ему во всем начала помогать сестра покойной жены Елизавета. Однако это трагическое событие стало первым в череде несчастий и гонений, которые выпали на долю писателя и в конце концов привели его к гибели.
Но вернемся в 1783 г. Елизавета Васильевна стала для Радищева самым близким человеком, которому можно было полностью доверять. Эта женщина взяла на себя все заботы по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, а писатель мог всецело отдаться литературному творчеству. В трудах, появлявшихся в то время, уже явно сквозили смелые вольнолюбивые идеи французских просветителей. Радищев обладал врожденным чувством справедливости, поэтому неудивительно, что оно в итоге вылилось в открытый протест. Естественно, такое вольнодумство в рамках просвещенного абсолютизма, которого придерживалась Екатерина II, показалось более чем странным. Однако в то время Радищев выражал свои мысли без намеков на русский уклад жизни, поэтому к его выступлениям относились без особого внимания. Крамолу усмотрели в его высказываниях только тогда, когда он начал откровенно связывать слово «деспотизм» с самодержавием.
В 1789 г. А. Радищев приобрел печатный станок, на котором в 1790 г. было напечатано его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», над которым он работал в течение 4 лет. Внешне этот роман выглядел вполне безобидно, однако под дорожными заметками, в форме которых написано произведение, скрывалась жесткая критика рабского положения крепостных крестьян и пороков деградировавшего дворянства. Распространитель произведения, книготорговец Зотов, не успевал издавать книгу, настолько она стала популярной. Интерес к произведению проявила и Екатерина II. Прочитав роман, она велела немедленно арестовать автора, которого назвала «бунтовщиком хуже Пугачева». Александра Радищева арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Через некоторое время суд вынес ему смертный приговор, который Екатерина II в последний момент заменила ссылкой сроком на 10 лет. Местом заключения Радищева стал Илимский острог. Вскоре за ним последовала преданная Елизавета Васильевна с сыновьями.
Нельзя сказать, что жизнь Радищева в изгнании была трудной. Он получил право свободно передвигаться по Илимску, в его полное распоряжение предоставили 5-комнатный дом с надворными постройками и 8 слуг. В ссылке появились такие произведения, как «О человеке, его смерти и бессмертии», сочинения на политические темы «Письмо о китайском торге» и «Сокращенное повествование о приобретении Сибири». В лаборатории Александр Николаевич ставил химические опыты, много времени посвящал воспитанию детей, обучая их истории, географии и иностранным языкам, которыми владел в совершенстве. В Илимске Радищев женился на Елизавете Рубановской, здесь же родились еще трое детей писателя. Но был ли он счастлив? Возможно, другой человек и смирился бы со сложившимися обстоятельствами, но только не Радищев. Как и все великие люди, в ссылке он чувствовал себя ненужным российскому обществу. Жившие в столице высокие покровители писателя делали все возможное для облегчения его участи, однако перемены в его судьбе наступили только после смерти Екатерины II.
С воцарением на престоле Павла I Радищев решил вернуться в родное поместье. Но злой рок готовил ему еще одно тяжкое испытание – в дороге скончалась дорогая его сердцу Елизавета Васильевна. Овдовевший во второй раз, писатель поселился вместе с детьми в селе Немцово, которое он не покидал вплоть до кончины Павла I.
С приходом к власти Александра I Радищев был назначен членом Комиссии по составлению законов. Александр Николаевич с большим энтузиазмом принялся за создание нового проекта «Государственного уложения», в числе основных пунктов которого были уничтожение Табели о рангах, свобода слова и вероисповедания, отмена крепостного права. Впрочем, председатель комиссии, граф Завадский, не разделял реформаторских взглядов писателя и сразу же отклонил проект Радищева. Более того, он заметил, что с таким подходом к государственному устройству России Радищев в очередной раз может угодить в ссылку.
Именно с этого момента в характере Радищева произошли фатальные изменения. Он постоянно испытывал чувство тревоги, горячо брался за какое-нибудь дело и вдруг терял к нему интерес и сидел без движения в течение нескольких дней. Родственники были не на шутку встревожены этими первыми проявлениями эмоциональной нестабильности, а впоследствии и душевной болезни. 11 сентября 1802 г. Александр Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда.
**Инфосправка**
Политические и правовые взгляды А. Н. Радищева
В основе правовых идей А. Н. Радищева лежит представление о человеке как существе от рождения свободном и равном другим людям. Государственная власть учреждается, по мнению Радищева, безмолвным договором людей с обществом на пользу всех и каждого. Она выступает как «соборная народа власть», которая есть «власть первоначальная, а потому власть высшая, единая, состав общества основати или разрушить могущая». Лицо, осуществляющее народную власть, правомочно издавать законы, однако эти законы не могут назначить «ни пути, ни предела соборному деянию народа». Идея народного суверенитета или народного правления в представлении Радищева не была для России абстрактной. Обосновывая эту идею, он обращался не только к теоретической аргументации, но и к опыту русской истории – в частности, к примеру Великого Новгорода, который, по его словам, имел народное правление. «Народ в собрании своем на вече был истинный Государь», – писал Александр Николаевич.
Возникновение государственной власти и законодательства не отменяет действия естественных законов, считал Радищев. Люди должны оставаться при этом свободными и равными. В «Проекте для разделения уложения российского» Александр Николаевич указал по пунктам, в чем конкретно должна воплощаться свобода граждан в обществе, где существует государственная власть. «Права их, – пояснил он, – состоят в свободе: 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда закон того сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимым себе равными».
**Как это было**
Основатель уголовной статистики
Зарождение криминологических исследований в России напрямую связано с именем А. Н. Радищева, который в 1802 г. в работе «О законоположении» обосновал необходимость всестороннего изучения преступности. Схемы, разработанные Радищевым, были взяты на вооружение министерством внутренних дел и министерством юстиции для обработки уголовно-статистических данных. С этого времени царское правительство организует официальную уголовную статистику, которая, несмотря на большие дефекты, дает возможность проанализировать динамику преступности и ее прямую обусловленность социальной и экономической структурой общества. Ниже приведем извлечение из одного из трудов Радищева.
ПРОЕКТ О ЗАКОНОПОЛОЖЕНИИ (1802)
Судить о том, поколику деяния граждан идут стезею закона или от нее устремляются, и поколику общее мнение дает законам другой оборот и действие их делает тщетным, – ничто толико не удобно, как картина тех деяний, которые сделаны гласными, которые подлежали законному исследованию и рассмотрению и над которыми испытывало свои силы остроумие судей при постановлении решений. Из судопроисшествий можно делать неложные и прямые заключения: 1) какие права в обществе бывают чаще других нарушены; 2) какие к нарушениям бывают побуждения и причины; 3) сии причины и побуждения основываются ли на всегдашнем и общем умоначертании, на обычаях, правах и постановлениях, или корень свой влекут из проходящих обстоятельств, от нечаянности, от худого или ложного о вещах понятия, вследствие сего сии причины суть всегдашни и общи, или временные и частные; 4) как ухищрение старается избегнуть действия закона, или как ябеда тщится дать деянию противозаконному или преступному иной вид; 5) для чего бесхитренность и невинность иногда вид имеют злонамерения и преступления, и для чего они иногда страждут, не важною ли [причиною] в том самые законы, их неясность или неточное или же превратное их к деяниям приложение; 7) когда, где и для чего преступление идет, смело имея вид бодрый и наглую осанку; 8) почто оно не получает должного возмездия, казнь законами определенную; 9) почто между преступления и наказания великое бывает расстояние, и не для того ли действие казни не благо? 10) почто дела уголовные не оканчиваются иногда в три, четыре, пять, а может, и в десять лет, а гражданские продолжаются больше половины столетия или через два почти человеческие поколения. Тут явны могут быть и обнаружатся: деятельность, остроумие, бескорыстие, честность, беспристрастие, человеколюбие и добродетель, или – нерадение, злоупотребление, гнусность видов и намерений, скрытое или явное мздоимство, лицеприятие, поноровка, невежество и глупость судей судящих.