Однажды став клиентом магазина дистанционной торговли (по образцам, по каталогам) и получив первый положительный опыт, тяжело отказаться от подобных покупок, ведь товар обходится в разы дешевле, не считая экономии времени.
Разумеется, многие интернет-магазины (некоторые из них позиционируются как магазины почтовой торговли) также прибегают к возможности доставки товаров почтой, в частности, если покупатель находится в другом регионе. Именно при таком способе доставки возникает ряд проблем, в которых покупатель винит отделения связи. К примеру, получив уведомление о доставке почтового отправления с обозначенной стоимостью товара, покупатель может быть удивлен, что сумма, заявленная сотрудником почты к оплате, оказывается несколько выше. Тем не менее, возмущения такого рода абсолютно не обоснованы. С этим и многим другим разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Итак, работа «Укрпочты» подчиняется своим правилам, которые, прежде всего, закреплены в ЗУ «О почтовой связи», Постановлении КМУ «Об утверждении Правил предоставления услуг почтовой связи» и в некоторых иных актах специального законодательства. Вооружившись знанием положений названных нормативных актов, можно смело отправляться в почтовое отделение, оставив опасения «потерять лицо» перед окошком оператора.
Теперь возвращаемся к описанной выше ситуации с «завышенной» ценой дистанционной покупки. Дело в том, что магазины почтовой торговли при пересылке отправления (покупки), как правило, прибегают к так называемым почтовым отправлениям с наложенным платежом – почтовому отправлению с объявленной ценностью, при котором отправитель поручает оператору почтовой связи взыскать определенную им сумму стоимости отправления с получателя и переслать ее по обратному адресу почтовым переводом. Кроме того, Правила продажи товаров почтой (утверждены совместным приказом Минэкономики и Минтранссвязи Украины №206/699 от 11.06.2008) определяют наложенный платеж как оплату почтового отправления во время получения его в отделении почтовой связи. Сумма почтового перевода (платежа) включает оплату стоимости товара и плату за пересылку почтового отправления (п. 12 Правил). На практике это означает, что именно услуга в виде почтового перевода (отличать от почтового сбора, указанного на сайтах магазинов почтовой торговли) и выливается для покупателя в дополнительную денежную сумму к оплате. К примеру, согласно действующим тарифам на пересылку внутренних почтовых переводов (без НДС), при переводе сумму до 500 грн применяется тариф 4%, а если сумма перевода составляет от 500 до 1000 грн, взимается 2%. В целом же минимальная плата за почтовый перевод – 4,17 грн.
Еще один неприятный нюанс при получении товаров по почте – неполучение вовремя уведомления о доставке вашего заказа в почтовое отделение. И это несмотря на то, что уведомления о входящих почтовых отправлениях и переводах, подлежащих выдаче непосредственно в помещениях почты, должны быть доставлены адресатам (получателям) не позднее следующего рабочего дня объекта почтовой связи. Причин могут быть разные – от банального дырявого почтового ящика до нерадивости сотрудников почты. Однако, свидетельствует практика, доказать почте, что вы не получали уведомление о пришедшей посылке, практически не представляется возможным. Поэтому желательно, ожидая отправление, систематически навещать отделение почтовой связи и, предъявляя свой паспортный документ, выяснять, пришло ли на ваше имя отправление. В противном случае всегда есть шанс узнать, что посылка ждет вас на почте уже N-е количество дней, а услуга по хранению, оказываемая почтой, разумеется, отнюдь не безвозмездна. В соответствии с Приказом Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» от 23.12.2010 №659, которым утверждены тарифы на иные услуги почтовой связи, хранение ценного письма (бандероли), посылки свыше 5 рабочих дней после поступления отправления обойдется получателю в 3,10 грн за каждый день, но не более 15,50 грн (без НДС) за весь срок хранения, причем день выдачи посылки не учитывается. Иными словами, хранение посылки на почте в течение 30 дней обойдется получателю в 18,60 грн. Кстати, почтовые отправления хранятся на почте в течение 30 дней, но если у вас нет возможности получить посылку в установленный срок, то за символическую плату можно написать заявление о продлении срока хранения до 60 дней.
Наконец, собираясь на почту за посылкой, не забудьте прихватить с собой паспорт, иначе почтовое отправление вы не увидите. Согласно п. 89 Правил предоставления услуг почтовой связи, регистрированные почтовые отправления вручаются, а средства по почтовым переводам выплачиваются получателям при условии предоставления ими документа, подтверждающего личность – паспорта. Правда, в соответствие с п. 90 названного документа, адресат может уполномочить иное лицо на получение адресованного ему почтового отправления, денежного перевода по доверенности, оформленной в установленном порядке. Между прочим, такая доверенность может быть заверена нотариально, должностным лицом организации, в которой доверитель работает, учится, пребывает на стационарном лечении, или по месту его проживания.
Юлия Габдуллина, специально для
«Судебно-юридической газеты»
**Инфосправка**
Как правильно отправить письмо и получить посылку
Если у вас возникла необходимость отправить письмо или, скажем, посылку, воспользовавшись услугами почты, следует определиться, какое именно отправление вы хотите сделать. Почтовые отправления, в зависимости от технологии приема, обработки, перевозки, доставки/вручения, подразделяются на определенные категории: простые, заказные, без объявленной ценности, с объявленной ценностью. К примеру, обычные письма принимаются почтой без выдачи расчетного документа и доставляются/вручаются без расписки.
Другое дело, если вы отсылаете заказное почтовое отправление (регистрированное письмо, почтовую карточку, бандероль, мелкий пакет, мешок «М»), которые принимаются к пересылке без оценки отправителем стоимости его вложения. Да, регистрированное почтовое отправление – это отправление, принимаемое для пересылки с выдачей расчетного документа, пересылаемое с припиской к сопроводительным документам и вручаемое получателю под расписку. Иными словами, если письмо имеет для вас или для адресата определенную ценность (равно как и сроки отправления и вручения), рисковать, отправляя обычное письмо, опуская его в почтовый ящик, не стоит. Ведь если вы воспользуетесь возможностью отправления, например, заказного письма, при доставке его адресату к вам вернется «корешок» бланка, в котором будет указана дата и время вручения такого послания, сопровожденная подписью получателя.
В зависимости от скорости обработки и перевозки, почтовые отправления бывают приоритетные и неприоритетные. При этом приоритетными являются отправления, которые перевозятся наискорейшим способом (воздушным или наземным) в первоочередном порядке. Разумеется, почтовые отправления можно направлять и за рубеж – в этом случае имеет место международное почтовое отправление. Правда, они принимаются к пересылке только в те страны, с которыми у нас установлен почтовый обмен. Кстати, для международных отправлений существует ряд правил. В частности, регистрированные почтовые отправления могут приниматься к пересылке только с простым уведомлением об их вручении. Почтовое отправление за рубеж со значком «С посыльным» будет доставлено адресату курьером сразу после прибытия к объекту почтовой связи, которому доставляется это отправление. Если же вы укажете на заказном почтовом отправлении «Вручить лично», такое отправление принимается только с уведомлением о вручении. Вот только заказные почтовые отправления с такими отметками принимаются почтовыми операторами лишь для стран, указанных в Руководстве по приему международных почтовых отправлений.
Внутренние же регистрированные почтовые отправления и почтовые переводы могут приниматься к пересылке с заказным уведомлением об их вручении. Заказные почтовые карточки (открытки), письма и бандероли со значком «Вручить лично», заказные письма со значком «Судебная повестка» принимаются для пересылки только с заказным уведомлением об их вручении.
И еще один немаловажный аспект. Зачастую, когда нужно отправить важные документы (скажем, заявление с приложением документов, иск, претензию), отправитель, следуя установившейся практике, желает отправить заказное письмо с описью вложения. Однако, заказные письма с описью вложения «почтовым законодательством» не предусмотрены – можно отправить разве что ценное письмо (письмо с объявленной ценностью) с описью вложения. Но и тут есть свои нюансы. Дело в том, что за ценными письмами, направленными в адрес предприятий, учреждений, организаций, сотрудники адресатов, наученные опытом, не спешат приходить. Поэтому, отправляя в адрес какой-либо организации свое письмо с описью вложения, у вас всегда есть шанс получить это письмо назад невостребованным.
**Правовой ликбез**
Официальный сайт «Укрпочты» разъясняет гражданам, как разыскать почтовое отправление, не полученное адресатом
С целью установления местонахождения регистрированного почтового отправления (почтового отправления, принимаемого для пересылки с выдачей отправителю расчетного документа о принятии, и такого, которое вручается получателю под расписку) необходимо обратиться в объект почтовой связи по месту подачи отправления к пересылке с заявлением о его розыске. Заявление может подать как отправитель, так и получатель в течение 6 месяцев со дня принятия оператором почтовой связи почтового отправления к пересылке, уплатив при этом согласно соответствующему тарифу (если регистрированное почтовое отправление подавалось к пересылке без уведомления о вручении). К заявлению обязательно прилагается оригинал или копия расчетного документа о принятии почтового отправления (кассового чека, расчетной квитанции), а также указывается вид и категория почтового отправления, его номер, место и дата принятия к пересылке, адреса отправителя и получателя, путь пересылки (авиа или наземный), перечень вложений почтового отправления. Во время подачи заявления необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя.