На предыдущей неделе Конституционный Суд Украины огласил два решения по базовым вопросам, касающимся конституционности положений законов «О судоустройстве и статусе судей», «О Высшем совете юстиции» и др. Впрочем, об абсолютной ясности говорить сложно, поскольку по наиболее спорным вопросам КСУ прекратил производство, не дав своей оценки.
Как известно, дискуссия касалась полномочий ВСЮ назначать судей на админдолжности в судах. Конституционный Суд решением от 21 июня 2011 г. №7-рп/2011 прекратил производство по этому вопросу, поскольку субъект обращения (54 народных депутата Украины) не предоставил, по его мнению, обоснованных правовых аргументов в пользу своей позиции. Не нашел КСУ оснований для вынесения оценки и по вопросу о конституционности положений КАСУ касательно недопущении обеспечения иска путем приостановления актов ВСЮ или установления для него запрета совершать определенные действия, поэтому Решением от 16 июня 2011 г. №5-рп/2011 прекратил и это производство.
Нельзя не отметить, что относительно этих решений Конституционного Суда у некоторых судей КСУ имеются особые мнения, не совпадающее с общей позицией. Например, докладчик по делу относительно полномочий ВСЮ и других госорганов в сфере судоустройства судья КСУ Василий Брынцев отмечает, что «путем принятия решения о прекращении производства по этой части КСУ фактически оставил действующим механизм наделения административными полномочиями в судах Высшим советом юстиции при наличии оснований признать его неконституционным. Наделение ВСЮ полномочиями назначать на должности и увольнять с должностей председателей местных, апелляционных и высших специализированных судов, а также их заместителей противоречит требованиям ч. 2 ст. 8 Конституции».
Решением от 21 июня №7-рп/2011 КСУ признал конституционным право Президента не только создавать, но и ликвидировать суды общей юрисдикции, посчитав право главы государства ликвидировать суды неотъемлемой частью его конституционного права создавать их. Кроме этого, КСУ признал конституционным порядок, согласно которому, если при голосовании за назначение на должность судьи бессрочно не набирается конституционное большинство голосов, парламент должен голосовать по этому вопросу повторно. Также КСУ признал конституционными право ГСА определять количество судей в судах и право Президента переводить судей из одного суда в другой. Законным признано и право ВСЮ рассматривать жалобы на решения Высшей квалификационной комиссии судей относительно определения результатов квалифэкзаменов на должность судьи, а также отказывать в рекомендации о назначении судьями отдельным кандидатам.
Кроме того, КСУ признал конституционной норму ч. 3 ст. 32 ЗУ «О Высшем совете юстиции», которой предусмотрена возможность увольнения за нарушение присяги председателя суда в случае невыполнения им должностных обязанностей, установленных для соответствующей админдолжности, отметив, что выполнение таких обязанностей непосредственно связано с осуществлением судопроизводства и является его неотъемлемой составляющей. Отличное от позиции КСУ мнение по этому поводу высказали судьи КСУ Виктор Шишкин и Василий Брынцев, которые уверены, что судья, находящийся на админдолжности, не может быть привлечен к такой ответственности за некачественное выполнение обязанностей управленца, непосредственно не вытекающих из статуса судьи.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»