Закон «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их обременений» был принят ВР Украины еще в июле 2004 г. Однако реализовать его Госкомзем так и не смог. 11 февраля 2010 г. были приняты изменения к названному Закону, согласно с которыми соответствующая регистрация прав на недвижимость вводится с 2012 г. Однако теперь и эта дата под вопросом. Дело в том, что обязанность регистрировать права на недвижимость будет возлагаться на специальный орган при Минюсте. Это легко понять, поскольку ведение реестров является важнейшей административной функцией любого государства. Ведь именно от решения администратора зависит, возникнет ли право собственности, когда, кому и как будет выдано извлечение из государственного реестра прав. Например, БТИ сегодня регистрируют права собственности на недвижимое имущество (кроме земли), и это дает им важнейший административный рычаг – достаточно просто увидеть очереди рядом с этими учреждениями.
Так вот, для реализации указанных выше изменений к ЗУ «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их обременений» необходимо принять целый ряд нормативно-правовых актов, которыми регулировались бы вопросы порядка ведения реестра, квалификационных требований к государственным регистраторам, создания и наполнения Гарантийного фонда. И Госкомзем в свое время подготовил все соответствующие акты. Но порядок прохождения документов министерств и комитетов предполагает согласование их в Минюсте перед передачей в Кабмин. На данный момент ни один из этих актов не согласован.
Более того, в середине марта 2011 г. Министерство юстиции сообщило, что разработало законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Согласно пояснительной записке к законопроекту, он разработан с целью совершенствования процедуры государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений. В министерстве отмечают, что разработка проекта была обусловлена наличием определенных недостатков, которые были выявлены в процессе реализации Закона от 11 февраля 2010 г. В последующем, в процессе применения, такие нормы могли бы привести к неудобствам как физических и юридических лиц, так и органов государственной регистрации прав. Кроме того, со времени вступления в силу этого Закона произошли изменения в законодательстве, связанные с вещными правами на недвижимое имущество, обременениями таких прав, их государственной регистрацией.
Документ, среди прочего, предусматривает необходимость предоставления документов для государственной регистрации прав как в бумажной, так и в электронной форме. Предлагается внедрить предоставление выдержек из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество как органами государственной регистрации прав, так и нотариусами. Также предусматривается возможность получения выдержки из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество лицами, которые имеют вещные права на чужое недвижимое имущество. Кроме того, предлагается определить порядок взаимодействия органов государственной регистрации прав с Государственной исполнительной службой, органами Государственной налоговой службы, нотариусами, а также органом, который осуществляет ведение Государственного земельного кадастра.
Со стороны БТИ передача регистрации прав на недвижимость Минюсту вызвала бурю критики и нареканий. Они высмотрели в Законе множество недочетов и настаивают на скорейшем исправлении ситуации. Причем в качестве одного из аргументов приводится рост числа безработных в Украине на 10–12 тыс. за счет работников БТИ с 1 января 2012 г., т. е. дня вступления в силу положения Закона о регистрации прав органами юстиции. Кроме того, сотрудники БТИ утверждают, что после того, как всем начнет заниматься Министерство юстиции, увеличится и стоимость регистрации. Насколько, пока неизвестно: «Сегодня регистрация и инвентаризация тесно связаны и проходят в одном здании. Поскольку это одно предприятие, затраты на процедуру регистрации небольшие. Если же регистраторы и БТИ будут находиться под разными ведомствами, сразу повысится и стоимость любого извлечения из реестра». Видимо, регистрации прав на недвижимость все-таки быть, но кто ее будет проводить – вопрос.
Напомним, 1 октября 2010 г. вступила в силу новая редакция Временного положения о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество. С этой даты регистраторы БТИ осуществляют государственную регистрацию не только права собственности на недвижимое имущество и его ограничений (обременений), но и права пользования объектами недвижимого имущества, расположенными на земельных участках; права пользования (найма, аренды) зданиями и капитальными сооружениями, их отдельными частями; права собственности на объекты незавершенного строительства. Кроме того, регистраторы БТИ ведут учет бесхозной недвижимости и регистрируют доверительное управление недвижимостью. Такие полномочия БТИ сохранятся до 1 января 2012 г. В каком направлении будет развиваться госрегистрация после этой даты, пока неизвестно.
Алена Михайленко,
«Судебно-юридическая газета»