Судебная реформа наложила свой отпечаток на деятельность судов всех уровней и специализаций. Обсуждают же ее в основном с точки зрения изменения статуса и полномочий высших судебных инстанций. Однако наиболее уязвимым для реформ оказался суд, который ближе всего к населению, – районный. Именно по состоянию его деятельности и условиям его работы можно судить, действительно ли изменения пошли на пользу судебной системе.
О том, в лучшую ли сторону изменилось положение судов первой инстанции, и о том, чем живет сегодня один из центральных судов столицы, мы решили спросить председателя Печерского районного суда Киева, с недавних пор – члена Высшего совета юстиции Инну Отрош.
– Могли бы Вы в общих чертах охарактеризовать судебную реформу – как она отразилась на деятельности Печерского райсуда?
– Ни одна реформа с древних времен до настоящего времени не обошлась без сопротивления, споров в обществе, жесткой критики со стороны оппонентов. Не является исключением и нынешняя судебная реформа.
Принятие Верховной Радой Украины ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», который называют судебной реформой 2010 г., лично я считаю положительным и прогрессивным шагом к усовершенствованию судебной системы, обеспечению эффективной судебной защиты прав и интересов граждан.
В нашем государстве постепенно, но все же вызревают социальные, политические и правовые предпосылки для утверждения справедливого и независимого суда. В быстрейшем внедрении положительных изменений должны быть одинаково заинтересованы все – политики, представители власти, рядовые граждане. Потому что большинство людей в любой стране мира желает жить по закону, согласно четким, определенным, понятным и справедливым для всех правилам, иметь возможность эффективной и действенной защиты своих прав и интересов в суде. Каждый человек – независимо от должности, достатка, идеологических взглядов – хочет, чтобы по отношению к нему всегда соблюдалась справедливость. А решающим в установлении ее в правовом государстве является Справедливый Суд.
Положения ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» направлены на утверждение независимости судебной ветви власти, облегчение работы судебной системы, повышение роли суда и статуса судьи в обществе. Внедрение этого Закона станет надежной основой для утверждения независимого и непредубежденного суда, а также для отображения в ментальности жителей страны представлений о суде, как о беспристрастном и справедливом арбитре.
На данном этапе судебной реформы на деятельность суда повлияли, в первую очередь, изменения в процессуальном законодательстве Украины. С начала 2011 г. во всех судах введена в действие автоматизированная система документооборота, что способствует обеспечению непредубежденного распределения дел между судьями.
Законом упрощены некоторые судебные процедуры и сокращены сроки их проведения. Так, например, внедрено сокращенное производство при рассмотрении отдельных категорий административных дел, случаи и порядок применения которого установлены ст. 183-2 КАСУ. При сокращенном производстве дела рассматриваются без проведения судебного заседания и вызова лиц, которые принимают участие в деле. Не является обязательным на сегодня и проведение предварительного судебного заседания в гражданских делах – судья наделен правом самостоятельно решать вопрос относительно его необходимости во время открытия производства по делу. Споры о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных, телекоммуникационных услуг, услуг телевидения и радиовещания, присуждении алиментов, возвращении товара ненадлежащего качества отныне надлежит решать в приказном производстве, которое также значительно упрощает процедуру их рассмотрения.
Уже сейчас видно, что указанные, а также другие изменения в процессуальном законодательстве достигли своей цели и в значительной мере разгрузили судей, что привело к реальному сокращению сроков рассмотрения судебных дел и уменьшению количества дел в производстве каждого судьи.
– Установлена ли на сегодняшний день в Печерском суде и работает ли автоматизированная система документооборота?
– Могу констатировать, что автоматизированная система документооборота суда в Печерском районном суде Киева была установлена и начала функционировать своевременно. Хотя на внедрение программы «Документооборот общих судов» отводилось ничтожно мало времени, общими усилиями работников суда, разработчиков программы и внедряющего персонала эта задача была успешно выполнена. Суд дополнительно обеспечен минимально необходимым количеством компьютерного оборудования (достаточного технического уровня), программа установлена на всех рабочих местах судей и работников аппарата суда, персональные компьютеры и сервер обеспечены блоками бесперебойного питания, налажена компьютерная сеть, в том числе между двумя помещениями суда. Проводились семинары с судьями и работниками аппарата суда и отдельно – с помощниками судей, секретарями судебных заседаний, работниками канцелярий суда, делопроизводителями. Это позволило глубже и подробнее изучить и освоить работу программы именно в той части, которая касается каждого из работников суда. Собранием судей обсуждены и решены вопросы, отнесенные к их ведению Положением об автоматизированной системе документооборота суда, изданы соответствующие приказы о предоставлении доступа к программе пользователям системы, определен уровень их доступа, утверждена специализация судей по рассмотрению дел и т. п.
По состоянию на 1 января в базу программы были внесены данные обо всех делах, перешедших как остаток на 2011 г. Таким образом, к началу года наш суд был полностью готов к работе «в автоматизированном режиме». Кстати, хотя Кодекс Украины об административных правонарушениях и не содержит требований относительно автоматического распределения дел, в Печерском райсуде дела об административных правонарушениях также распределяются с применением автоматизированной системы.
Конечно, существует целый ряд нерешенных вопросов, однако, как говорят, успеха достигает лишь тот, кто сам находит необходимые условия, а не найдя, создает их своими руками. Существующие проблемы, в том числе вызванные несовершенством самой программы (которую, понятно, создавали не юристы), решаются путем активного сотрудничества разработчиков программы, судей и работников аппарата суда, ведь все заинтересованы в том, чтобы программа эффективно работала. В процессе работы по усовершенствованию и отладке программы нашим судом направлялись предложения и замечания ГСА Украины, ГП «Информационные судебные системы», ООО «Арт-мастер», на которые они довольно оперативно реагируют.
Одной из ключевых проблем является отсутствие системы защиты информации, циркулирующей в автоматизированной системе документооборота, от несанкционированного вмешательства. Эта проблема становится еще более актуальной из-за отсутствия в суде специалиста по информационным технологиям. И хотя такая должность в штате есть, найти человека, который согласится работать за установленную заработную плату, пока не удается.
– Стало ли меньше обязанностей у главы суда после уменьшения новым Законом объема его полномочий?
– Хотя новым Законом «О судоустройстве и статусе судей» объем полномочий главы суда действительно уменьшен, фактически обязанностей меньше не стало. На сегодня на председателя суда возложен контроль эффективности деятельности аппарата суда, а это включает в себя организацию слаженной работы всех работников аппарата, контроль выполнения ими функциональных обязанностей, соблюдения требований Инструкции по делопроизводству, законодательства Украины, этики государственного служащего.
Суд для надлежащего обеспечения прав граждан должен работать, как единый организм, для чего необходима эффективная организация взаимодействия между его сотрудниками, каждый из которых должен знать свои обязанности и стремиться к безупречному их выполнению. А этого довольно нелегко достичь, принимая во внимание текучесть кадров, большую производственную нагрузку и недостаточное материальное обеспечение работников аппарата суда.
Рабочий день суда начинается в 09.00, однако мой рабочий день как главы суда начинается в 07.00 с обхода всех помещений – залов судебных заседаний, конвойных, архивных. Необходимо проверить, поддерживаются ли помещения в чистоте, не вышло ли из строя оборудование, не повреждена ли мебель, расставлены ли дела на места после приема. Это сугубо хозяйственные моменты, однако они оказывают непосредственное влияние на впечатление, которое создается у граждан от посещения суда.
После 09.00 работа продолжается уже с сотрудниками – решение текущих вопросов с руководителем аппарата суда, организация работы в канцеляриях. Автоматизированная система позволяет проверить, зарегистрирована ли почта, заведены ли работниками канцелярии учетно-статистические карточки на дела и материалы, зарегистрированные общей канцелярией, распределены ли дела на судей. Это очень удобно и позволяет контролировать своевременность регистрации судебных дел и их распределение.
Так, в делах, за решением тех или иных проблем, ведением приема граждан, распределением входящей корреспонденции, а также за выполнением обязанностей судьи – отправлением правосудия, и проходит рабочий день, чаще всего даже не оставляя времени на обеденный перерыв. Поэтому об уменьшении обязанностей, нагрузки на председателя суда говорить не приходится.
– Как Вы оцениваете свою роль в работе Высшего совета юстиции? Дисциплинировали ли, на Ваш взгляд, судей новые правила принятия и обжалования решений ВСЮ?
– Каждый из 20 членов Высшего совета юстиции, присягнув перед Верховной Радой Украины, добросовестно, честно и беспристрастно исполняет обязанности члена ВСЮ с целью обеспечения формирования корпуса судей из числа высокопрофессиональных и честных юристов и соблюдения законов и этики в деятельности судей и прокуроров. Не являюсь исключением и я.
Судьи, выполняя возложенные на них обязанности, вершат правосудие, исходя из принципов беспристрастности, справедливости, разумности, и в пределах разумного срока. Новые правила принятия и обжалования решений Высшего совета юстиции стимулируют неуклонное соблюдение судьями указанных принципов. Кроме того, такая процедура сделает невозможным злоупотребление правом на обжалование. Упрощенный порядок обжалования решений органов, аналогичных по полномочиям Высшему совету юстиции, прослеживается во многих европейских странах, а следовательно, на их опыте доказал свою целесообразность и трудоспособность.
Беседовала Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»