Примечательно, что термин «европротокол» применяется лишь на постсоветском пространстве, европейские же страны случаи мелких ДТП с урегулированием имущественных вопросов на месте называют прямым урегулированием убытков.
Родоначальником мирных решений дорожных проблем принято считать Францию с полувековым опытом по прямому урегулированию убытков. Современное Соглашение о прямом возмещении вреда во Франции предусматривает определенные условия. Разумеется, необходимо совершение ДТП при участии не менее двух транспортных средств, застрахованных в компаниях, подписавших Соглашение. Что касается механизма выплат, то страховка выплачивается застрахованному лицу непосредственно страховщиком, осуществившим страхование автогражданской ответственности, а взаимные расчеты страховых компаний, осуществляются в соответствие с классификацией ДТП, которая предусматривает четыре вида ДТП, разработанных на основании ПДД и судебной практики. Кстати, по оценкам французских страховщиков, эффективность выявления страхового мошенничества независимыми экспертами составляет порядка 80%.
Сравнительно недавно, с 2007 года, итальянское законодательство и практика также стали применять правила прямого урегулирования убытков, при условиях, если в ДТП участвовали только два автомобиля; транспортные средства должны быть зарегистрированы на территории Италии; гражданская ответственность владельцев застрахована.
А вот, скажем, в Германии прямого урегулирования убытков не предусмотрено, но существует упрощенное оформление ДТП. Так, вызов полиции на место ДТП обязателен только в случае, если в результате ДТП пострадали участники или третьи лица. В случае, если имеет место только имущественный вред, полиция должна приехать по вызову участников (при наличии такового). Для сокращения времени для расследования страховщиками страхового случая, потерпевший получает страховое возмещение в кратчайшие сроки, и уже затем страховые компании разбираются самостоятельно между собой, выясняя степень виновности каждого из участников.
Разумеется, нельзя не отметить, что в соседних государствах, таких как Россия и Беларусь, также внедрены системы прямого урегулирования убытков — с марта 2009 года и с июля 2010 года соответственно. Правда, пока ни в одном из государств «европротокол» не прижился. Скажем, в России за один год к оформлению ДТП без участия ГАИ прибегло лишь порядка 2% участников ДТП. Причины такого нежелания разные: от опасений ошибиться с размером ущерба, до незнания правил заполнения бланков.