Уже осенью 2010 г. Государственная автомобильная инспекция намерена передать на рассмотрение Кабинета министров проект постановления о внесении изменений в Правила дорожного движения. Как известно, действующие Правила дорожного движения были утверждены постановлением Кабмина ?1306 от 10 октября 2001 года. О подготавливаемых изменениях сообщил на пресс-конференции заместитель департамента ГАИ Сергей Будник.
«Через 2-3 месяца мы планируем закончить эту работу (по подготовке соответствующих предложений), потом проведем обсуждение проекта, после чего будем выносить на рассмотрение (Кабмина)», - заявил он. По словам Будника, необходимость внесения изменений в действующие Правила дорожного движения возникла в связи с принятием ряда изменений к законодательным актам, так или иначе касающихся дорожного движения, что вызвало необходимость согласования отдельных положений ПДД с положениями действующего законодательства.
Напомним, ГАИ начала работу над внесением изменений в правила дорожного движения еще в 2009 году. Свои предложения по внесению изменений в ПДД сделали государственные органы, а также разные общественные организации. Все последние предложения по изменению правил дорожного движения обнародованы на веб-сайте ГАИ для обсуждения общественностью.
В тоже время Будник отметил, что эти предложения не являются официальной позицией Министерства внутренних дел, поскольку учитывают и мнение общественных организаций. В частности, в проекте появился пункт, требующий от водителя в случае остановки автомобиля сотрудником ГАИ выйти из машины на тротуар или обочину, тогда как в данный момент не существует ни одного нормативно-правового акта, по которому водитель обязан покинуть салон, а не передавать документы через окно. В проекте четко прописано, что останавливать автомобиль и проверять какие-либо документы имеет право лишь сотрудник милиции и лишь во время выполнения служебных обязанностей.
В предлагаемых изменениях появилась инициатива отстранять от управления транспортными средствами водителей, которые находятся в болезненном или усталом состоянии - точно такие же меры, как и применительно к водителям в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Кроме того, согласно проекту, запрещено и передавать управление автомобилем уставшему водителю.
В предложенной редакции правил пешеходам хотят запретить передвигаться по автомагистрали, оставив исключение для пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха. Кроме того, в ГАИ предлагают внести изменения в раздел «Дорожная графика». Новые знаки, разметка и светофоры призваны адаптировать украинское законодательство к европейскому. Во-первых, ГАИ предлагает ввести абсолютно новую группу дорожных знаков «Туристическая инфраструктура». Да, и, вместо кириллических символов надпись «СТОП» предлагают наносить латинскими «STOP». Во-вторых, в новых ПДД предлагают прописать право водителя получать компенсацию в случае получения ущерба из-за несоответствия состояния дорог, улиц и ж/д переездов условиям безопасности дорожного движения. Такая инициатива позволит юридически защитить водителя от обвинений в нарушении ПДД, если он повредил автомобиль из-за несоответствующего качества дороги (сейчас ГАИ отбирает за это права).
Кроме того, среди множества предложений есть идея прописать фразу о том, что каждый участник дорожного движения, соблюдающий ПДД, рассчитывает на то, что другие участники дорожного движения выполняют их также. Сейчас же ПДД сформулированы так, что любого водителя, попавшего в ДТП, можно признать виновным, даже если он соблюдал все правила, например, на том основании, что он, выбирая скорость, не учел того, что дорожная обстановка может измениться.
После обсуждения этих предложений самые рациональные из них будут внесены в проект постановления, который будет передан на рассмотрение Кабмина.
Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»