Алексей Боярчук,
народный депутат Украины (ПР)
Проблемы местного самоуправления общеизвестны, признаны и создается впечатление, - непреодолимы. Становится закономерностью обсуждать их в период избирательных кампаний или в условиях экономической стабильности. Пик плодотворных дискуссий миновал в 2004-2005 годах. Тогда острая президентская избирательная кампания и экономические успехи первого правительства В. Януковича способствовали выработке различных точек зрения реформирования фундаментальных принципов деятельности местного самоуправления, его правовой, организационной и финансовой самостоятельности.
Ведущие политические партии предлагают разные рецепты проведения этих реформ. Главное, что объединяет всех – это признание местного самоуправления в качестве права территориальных общин и осознание того, что это право должным образом не прописано законодательно, хотя в Украине уже принято около 700 различных законов и 3000 нормативно-правовых актов, в которых в той или иной мере определены полномочия территориальных громад. Законы не сведены в единую систему и противоречивы. Они принимались в разное время, базировались на разных идеологиях и во многом не стыкуются с другими важнейшими правовыми нормами. Будучи секретарем Ялтинского городского совета почти каденцию, могу убежденно говорить, что это количество нормативно-правовых актов не обеспечивает необходимое качество деятельности власти на местах и как следствие - жизни населения. Заявления государственных мужей о необходимости центра «сверять часы по местному времени» остались популистскими словами. В ВР Украины несколько лет ждут своей очереди 27 законопроектов, связанных с реформированием местного самоуправления. К сожалению, данные документы не прошли широкой общественной экспертизы. Региональная элита практически отстранена от процесса законотворчества, плохо информирована о грядущих изменениях.
На мой взгляд, главная причина политических кризисов в Украине заключается не столько в личных амбициях высших руководителей государства, сколько в неурегулированности отношений всех политических институтов страны. В результате люди на местах стараются обойтись без государства, жить по понятиям и традициям, сложившимися в том или ином регионе. В Украине сформировались две параллельные власти на местах: назначенцы из Киева – главы госадминистраций и избранные громадой ее представительные органы - советы. Контроль за работой должностных лиц со стороны граждан практически исключен. Судьбоносные решения для регионов зачастую принимались в закрытом режиме, путем лоббирования и договоренностей политико-экономических кланов. Все это повсеместно приводило к конфликтам среди правящей политической элиты, в том числе и в автономии.
Некоторые местные советы в Украине уже явочным порядком проводят свою местную административно-территориальную реформу. В ноябре 2009 года большинством голосов депутаты Харьковского горсовета приняли решение ликвидировать в городе районные советы. Горсовет при этом руководствовался тем, что райсоветы дублируют функции городской власти, и перестают решать проблемы населения. Убежден, муниципальная власть может и должна стать мощным противовесом клановости и коррупции. Во многом благодаря именно органам местного самоуправления страна в период длительного политического кризиса удержалась от непредсказуемых социальных столкновений. Сегодня в стране вновь возникла необходимость национального диалога о реформировании местного самоуправления. Я уверен, что положительные сдвиги будут.