В 2010 г. продолжается традиция недофинансирования судебной системы
23 апреля 2010 г. в закрытом режиме проводилось заседание Кабинета Министров Украины, на котором обсуждался проект Государственного бюджета-2010. Учитывая значительный дефицит госбюджета, правительство Николая Азарова, по данным «Судебно-юридической газеты», всерьез задумывается о том, чтобы сократить или даже ликвидировать ряд социальных гарантий как для действующих судей, так и для судей в отставке. В частности, уже сегодня в кулуарах судейских ведомств можно услышать информацию, что Кабмин намерен отменить пособие для судей, выходящих в отставку, а также на 50% снизить размер пожизненного судейского содержания.
Правда, при этом стало известно об увеличении финансирования строки заработная плата судей, однако в ответ правительство ожидает от судей отказа от многомиллиардных претензий к государству по зарплате. Дело в том, что зарплата судей до сих пор рассчитывается на базе минимальной зарплаты. Для судей ее размер по-прежнему остается на уровне 332 грн., хотя минимальная зарплата с 2005 г регулярно росла. Добиваясь справедливости только по этому вопросу, судьи отсудили у государства не менее 3 млрд. грн., но эти средства им до сих пор не были выплачены.
Что касается проекта Закона «О Государственном бюджете Украины на 2010 год», то отчисления на содержание судов и учреждений ГСА составляют лишь 2413,5 млн грн., что равняется 26 % от действительной потребности в сумме 9133,2 млн грн. Такая сумма обусловлена инфляционными процессами в государстве, увеличением минимальной заработной платы и прожиточного минимума, ростом стоимости коммунальных услуг и тарифов на энергоносители, стоимости услуг связи, расходных материалов. Однако, судя по всему, государство опять собирается выделить деньги лишь на заработную плату, и то по старым расценкам. Возможно, еще останутся какие-то средства на оплату коммунальных услуг и аренду помещений. В то же время набившие оскомину сложности с обеспечением судопроизводства (бумага, конверты, марки, картриджи для принтеров, офисная техника и пр.) сохраняются и даже усугубятся. О таких проблемах, как капитальный ремонт домов правосудия, обеспечение судей жильем, закупка необходимой оргтехники и мебели для судей, которые впервые назначены на эту должность, можно даже не вспоминать.
Интересно, что в начале 2009 г. судебную систему выручали небольшие запасы бюджетных средств, сделанные в конце 2008 г. В некоторых регионах небольшую помощь предоставили местные бюджеты в рамках программ областных и районных советов. За счет этого удалось освободить некоторые средства и облегчить финансирование судов. При этом жизнь во многом заставила и председателей судов делать серьезные шаги по экономии средств. Например, на почтовые отправления. Ныне уже никого не удивишь тем, что помощники судей начали осваивать профессию почтальона. При этом дела из суда в суд часто передаются непосредственно из рук в руки во время разных судейских мероприятий.
В этом году никаких запасов нет и не предвидится. Безусловно, принятие Госбюджета-2010 скажется на финансовом положении судов более благотворно, чем жизнь по бюджетной росписи, однако проблему недофинансирования это не решит. При этом правительству нужно осознавать, что рано или поздно подобное отношение к финансированию судебной системы приведет к полному параличу одной из ветвей власти.
Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»
Нота бене
Расходов – больше, денег – меньше!
На 2010 г. Государственная судебная администрация подготовила бюджетный запрос на финансирование учреждений судебной системы в соответствии с Законом Украины «О судоустройстве Украины» в сумме 9133,2 млн грн., в том числе 6310,9 млн грн. текущих расходов и 2822,3 млн грн. капитальных расходов, и подала в установленном порядке в Министерство финансов Украины.
Расходы же, которые учтены в проекте Закона «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» на содержание судов, составляют лишь 2413,5 млн грн., что равняется 26% от действительной потребности. При этом проект Госбюджета-2010 на 14% больше, чем прошлогодний.
Комментарий
Председатель ГСА Иван Балаклицкий:
– На 100 % обеспечить суды марками, конвертами и бумагой не получится. Болезненным остается вопрос финансирования госпрограммы по обеспечению судей помещениями. В проекте госбюджета-2010 на эти цели заложено всего 10 млн. грн. при потребности в несколько сотен миллионов. Не полностью будут профинансированы расходы на развитие системы админсудов. Сегодня, например, действует Указ Президента, предусматривающий создание двух апелляционных админсудов (ААС) — Винницкого и Житомирского. Более того, жизнь диктует необходимость их создания, поскольку и Киевский, и Львовский ААС осуществляют свою юрисдикцию в пределах семи-восьми областей. Однако денег на их создание нет
офіційно
Заява прес-служби
ВИЩОГО ГОСПОДАРСЬКОГО СУДУ УКРАЇНИ :
«Гарантувати суддям гідну й законну оплату праці – це і є цивілізований шлях демократії…»
Ні для кого в Україні сьогодні не секрет: держава сильно заборгувала суддям за останні роки. Втім, як і багатьом іншим категоріям працівників – із різних соціально-економічних сфер…
Якщо ж говорити про конкретний борг суддівському корпусу в абсолютних цифрах, що утворився, м’яко кажучи, через відверто волюнтаристський підхід урядових чиновників до оцінки праці в суддівській системі, котрий існує з 2005 року (зокрема, визначення посадових окладів виходячи з розміру тодішньої мінімальної зарплати 332 грн. – без подальшого перерахунку зарплат при підвищенні «мінімалки»), то цей борг становить нині, за офіційними підрахунками Державної судової адміністрації України, близько 2,8 млрд. гривень! Такий результат волюнтаризму колишніх урядовців, які постановами Кабміну (підзаконними актами) «підкорегували» абсолютно протиправно на п’ять минулих років поспіль державні оклади та зарплатний фонд у цілому судової гілки влади України.
Зважаючи на те, що з 1 листопада 2009 року розмір мінімальної зарплати становить у державі 744 грн., то цілком логічно, що сума боргу тільки тим 173 суддям, що вже подали протягом минулого року позови до ДСАУ, склала понад 25 млн. грн. Надто тривожний і красномовний сигнал для держави щодо справедливості оплати суддівської праці! І не менш парадоксальний – у жодній з пострадянських республік нічого подібного немає. Певно, саме остання обставина змусила новостворений уряд (замість абсолютно нереального нині погашення зазначених вище сум заборгованості) закласти в проект Держбюджету на 2010 рік у фонд заробітної плати для суддів і працівників апарату наших судів збільшення асигнувань на 60 відсотків. Як певну «компенсацію», хоча вона лише часткова.
Безперечно, вирішення проблеми не ідеальне, неповне, можна сказати навіть – соломонове. Однак не позбавлене здорового глузду і реального погляду на сучасні українські реалії. Хоча в середовищі суддів міркування з цього приводу різні – від традиційно критичних до схвально-прагматичних.
Як би там не було, заявляють судді у відвертих розмовах і на своїх офіційних зібраннях (зокрема, на останньому засіданні Ради суддів господарських судів України на початку квітня), такий крок урядовців хоч якоюсь мірою виправдовує їхню сьогоднішню позицію – порівняно з абсолютно протиправними «принципами» попередників і дає шанс на більшу майбутню довіру до Уряду та розуміння його тактики з боку судової гілки влади, зокрема, і суспільства в цілому. Такий крок спроможний припинити, за оцінками експертів, наростаючий вал позовів від суддів до виконавчої гілки влади і відшукати належний компроміс, якщо іншого виходу немає. Та уникнути численних звернень з цього приводу до міжнародних судових інстанцій, завідомо програшних для України.
Донести цю думку (та стурбовані різнопланові оцінки з суддівського середовища) до соціуму та нової влади через ЗМІ прес-служба ВГСУ і намагається цією заявою, зважаючи на вкрай гостру та неординарну фінансову ситуацію, що припала, окрім всього, на період фінансово-економічної кризи в країні.
Незмінним залишається одне: гарантувати суддям гідну й законну оплату праці – це і є цивілізований шлях демократичного режиму. Справжнього, а не на словах.
Прес-служба ВГСУ