Анализируя действующее законодательство об информации, нельзя четко размежевать такие понятия, как «средство массовой информации» и «средство массовой коммуникации». Однако действующее законодательство об информации не содержит определения понятия «средство массовой коммуникации». Необходимо отметить, что п. 2 Распоряжения КМУ от 13 января 2010 года ? 85-р предусмотрено разработать проект Закона «Об основных принципах государственной коммуникативной политики», в котором, в частности, определить понятие «государственная коммуникативная политика», «коммуникация», «средства массовой коммуникации».
Статьей 29 ЗУ «Об информации» понятие «средство массовой коммуникации» применяется без его определения. Однако, анализируя положение абзаца 3 части 1 этой статьи Закона, можно прийти к выводу, что средствами массовой коммуникации распространяется информация. А Государственным стандартом базового и полного среднего образования, утвержденным постановлением КМУ от 14 января 2004 года ? 24, к средствам массовой коммуникации отнесено телевидение. Отсутствие четких юридических определений понятий может создать возможность для противоправных действий и злоупотреблений, что непременно приводит к нарушению прав и свобод человека. По нашему мнению, нельзя отождествлять понятие «средство массовой информации» и «средство массовой коммуникации». Решение же затронутого вопроса видится возможным с помощью пересмотра и четкого правового определения таких понятий как «информация», «массовая информация», «средства массовой информации».
Сегодня термин «коммуникация» означает исключительно процесс передачи информации от одного лица к другому, то есть «общение» – коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. Учитывая вышесказанное, вместо использования понятий «технические средства коммуникации» или «электронные коммуникации» лучше использовать термин «телекоммуникации», то есть «связь посредством технических средств». На основании сказанного делаем вывод, что массовой информацией можно считать информацию, которая распространяется среди неограниченного круга лиц. Поэтому становится ясным, что абсолютно вся информация, размещаемая в сети Интернет, автоматически становится массовой. Таким образом, любое лицо, которое создало веб-страницу, веб-сайт, блог, форум или любой другой ресурс в сети Интернет, сугубо теоретически является владельцем средства массовой информации. Подчеркнем, что на сегодня действующим законодательством затронутый вопрос не урегулирован.
Необходимо отметить, что в РФ уже осуществляются попытки урегулировать правовыми средствами общественные отношения относительно распространения информации посредством сети Интернет. Так, эксперты факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова И.О. Панкеев и А.Г. Рихтер в комментарии к проекту Федерального Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации с целью защиты прав и законных интересов информации» отметили, что указанным проектом предложено дополнить существующий перечень средств массовой информации «сетевыми периодическими изданиями» (то есть, Интернет-СМИ). Вместе с тем, под «сетевым средством массовой информации» понимается любой веб-сайт в сети Интернет, зарегистрированный как средство массовой информации. Но вопрос добросовестной добровольной регистрации в законопроекте не затрагивается, что не может не вызывать опасений по поводу ограничения свободы Интернета в случае принятия законопроекта в такой редакции.
Возникает предположение, что очень скоро общество откажется от применения термина «средство массовой информации», поскольку последними можно будет считать широкий круг средств распространения информации среди неограниченной аудитории.
Анна Красноступ,
главный специалист Департамента социального, трудового
и гуманитарного законодательства Минюста Украины