С одной стороны, высшее образование не должно быть видом социальной помощи. С другой – бороться с засильем льготников нужно, в первую очередь, путем ликвидации коррупционной схемы получения липовых справок, а это сделать куда сложнее, чем просто взять и отменить льготы.
Льготному режиму поставили «неуд»
В 2010 г. абитуриенты не смогут воспользоваться льготами при поступлении в вузы
Обилие абитуриентов, занявших бюджетные места ведущих вузов страны благодаря наличию предоставленной украинским законодательством «скидки», практически нивелировало позитивный смысл независимого внешнего тестирования. Очевидно, по этой причине большинство экспертов заговорили о необходимости отмены льгот при поступлении в высшие учебные заведения. Результатом таких веяний стала отмена в июле 2009 года Министерством образования и науки Украины преимуществ при поступлении, которые предоставлялись медалистам и выпускникам подготовительных отделений вузов. Вполне возможно, что теперь настал черед и остальных категорий льготников.
ВУЗ – это не социальное пособие
На днях председателем Комитета ВР Украины по вопросам науки и образования Владимиром Полохало был зарегистрирован проект Постановления ВР (реестр ? 5177/П), которым депутаты рекомендуют принять за основу законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно отмены льгот при поступлении в высшие учебные заведения).
Напомним, вышеуказанный ЗП был зарегистрирован бютовцем Владимиром Яворивским еще в октябре прошлого года. Автор предлагает отменить льготы внеконкурсного поступления в государственные и коммунальные высшие учебные заведения всех уровней аккредитации. Согласно ЗП, право вступления в ВУЗ на особых условиях могут отобрать у «чернобыльцев»; участников боевых действий на территории других государств; шахтеров, имеющих стаж подземной работы не менее 3-х лет; детям, чьи родители имеют стаж подземной работы не менее 15 лет; а также детям шахтеров, погибших из-за несчастного случая на производстве, и шахтеров-инвалидов I-II группы. В случае же сдачи вступительных экзаменов при равном количестве баллов преимущество на зачисление получают дети-инвалиды и инвалиды I-II группы. Таким же правом пользуются дети из малообеспеченных семей, где оба родителя являются инвалидами, одни из родителей инвалид, а другой умер, либо же абитуриенты, имеющие одного родителя-инвалида.
По мнению автора, этот законопроект позволит установить единую льготу для поступающих в вузы – знание. Высшее образование не должно быть видом социальной помощи.
«Помочь нельзя отказать» – где ставить запятую?
Однако не все депутаты убеждены в правильности такого подхода, Секретарь Комитета по вопросам науки и образования коммунист Екатерина Самойлик объяснила «Судебно-юридической газете», что отмена льгот для уязвимых категорий населения не решит проблемы. По мнению г-жи Самойлик, бороться нужно, в первую очередь, с коррупционной схемой получения «липовых» справок, а это сделать куда сложнее, чем просто взять и отменить льготы.
Главное научно-экспертного управление аппарата ВР, рассмотрев законопроект, в целом поддерживает его принятие, руководствуясь ч. 4 ст. 53 Конституции Украины, где указано, что граждане имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе. «Закрепленные Конституцией Украины принципы равенства граждан и конкурсного отбора при поступлении в высшие учебные заведения не должны нарушаться», — отмечено в заключении Управления. Впрочем, эксперты также напомнили, что Украина в ст. 1 Конституции признана социальным государством, а это предусматривает возможность поддержки социально незащищенных граждан, которые по определенным причинам при поступлении в высшие учебные заведения не могут на равных конкурировать с другими абитуриентами. Подобная норма не исключает возможности установления на законодательном уровне соответствующих механизмов, которые способствовали бы реализации такими абитуриентами права на образование.
Так что же, получается льготная палка о двух концах? Обеспечивая справедливость для одних, необходимо ограничить права других?
Зарубежный опыт
Стоит отметить, что подобная проблема актуальна не только для Украины. В России во время прошлогодней вступительной кампании тоже не было отбоя от льготников. Дошло до того, что соответствующим службам РФ пришлось заняться проверкой справок «на вшивость». В России вне конкурса в вузы имеют право поступать дети-сироты и инвалиды, участники и инвалиды боевых действий. Всего льготами пользуются 153 категории граждан. Им достаточно получить минимальный положительный балл, чтобы иметь все шансы быть зачисленными в вуз на бюджетной основе.
Что же касается опыта Европейских стран, то большинством вузов действительно предусмотрены специальные условия для определенной категории абитуриентов. К примеру, молодым людям, имеющим физические ограничения, создают необходимые условия для сдачи вступительных экзаменов. Таким абитуриентам увеличивают время, отведенное для ответов на вопросы, слабовидящим предоставляют специальный формат билетов, слепые используют шрифт Брайля, администрация подготавливает доступные для абитуриентов-колясочников помещения и пр. Также зачастую государство оказывает им материальную поддержку путем предоставления стипендий и грантов. Но на этом, как правило, и заканчивается.
Вместо заключения
В Украине справка льготника превратилась в выгодное преимущество, однако корень зла здесь кроется не только в архаичной системе льгот, установленных действующим законодательством, но и в коррумпированности сознания граждан, которые готовы на все, только чтобы вывести в люди своих ненаглядных чад.
Очевидно, что отмена части льгот не позволит полностью обеспечить равный доступ к образованию, однако количество абитуриентов, занявших места в вузах в соответствии со своими знаниями и способностями станет больше. Возможный выход из положения эксперты видят в предоставлении Кабинету Министров права, исходя из реальных потребностей государства, ежегодно устанавливать отдельные квоты для отдельных категорий граждан. Однако не станет ли вступительная кампания вечным заложником столь переменчивой политической погоды, ведь порой широкий жест предпочтительней рассудительных действий? Впрочем, не факт что парламентарии прислушаются к экспертам. А выпускникам школ остается прилежно учиться, верить в справедливость и материальные возможности собственных родителей.
Алена Конорева,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарии
Председатель Комитета ВР по вопросам науки и образования
Владимир Полохало:
— Украина имеет, наверное, наибольшее количество льготников, поступающих в высшие учебные заведения, знания которых в 90% случаях не отвечают общим условиям принятия в вуз. Такая проблема чрезвычайно остро проявилась во время вступительной кампании прошлого года. Почти 18 лет депутаты всех созывов, вместо того, чтобы нарабатывать государственную стратегию в сфере образования, перед каждой избирательной кампанией расширяли список льготников с целью получения определенных дивидендов. Это стало причиной возникновения огромной армии льготников.
Конечно, есть категории, которые необходимо оставить, но это не должно мешать равноправию абитуриентов. Государство должно социально поддерживать льготников, предоставлять стипендии, но способности, знания и талант должны определять вступления в вуз. Законопроект необходимо принимать, но, на мой взгляд, те, кто пришли сейчас к власти, ничего не смыслят в образовании и современных тенденциях. В общем, у меня большой скептицизм по поводу того, что в Правительстве кто-то будет переживать за образование. Позиция Комитета состоит в том, чтобы ограничить количество льготников, поступающих в вузы, до 25%. У нас есть новая редакция закона о высшем образовании, мы его уже зарегистрировали, теперь нужно его законодательно закрепить, тогда не будет популистских шагов в этой сфере.
Секретарь Комитета ВР по вопросам науки и образования
Екатерина Самойлик:
— Этот законопроект рассматривался на Комитете, я лично голосовала против. Почему? Потому что в число тех, кто не должен пользоваться льготами, попали чернобыльцы, дети погибших шахтеров, милиционеров и военнослужащих. Самая уязвимая категория попала под этот законопроект. Я считаю, что должны все внимательно обсудить. Главное, чтобы накануне тестирования не появилось огромное количество сирот, детей-инвалидов по «липовым» справкам, вот об этом мы должны подумать, а не так, как это видят авторы законопроекта. Еще тогда, когда вводилось в Украине независимое тестирование, я говорила, что теперь центры коррупции перекочуют в медицинские учреждения, туда, где выдаются справки, и это будет иметь негативные последствия. Так оно и получилось, и все это проявилось в полную силу во время последней вступительной кампании. То, что предлагается законопроектом, не поможет разрешить проблему.
Выход из сложившейся ситуации я вижу в том, чтобы собрать рабочую группу, которая будет состоять из членов Комитета ВРУ и специалистов профильного Министерства. Мы должны вместе подумать, как сделать так, чтобы отмена льгот не нарушила Конституцию и не ущемляла права тех, кто хочет получить высшее образование,ю но не может этого сделать в силу объективных причин. В рабочую группу нужно включить также и представителей вузов.