Дела по социальным выплатам населению, — пожалуй, один из наиболее болезненных для судов вопросов, а также одна из самых распространенных категорий дел. В 2009 году, например, их часть в общем количестве дел, рассматриваемых ВАСУ в кассационном порядке, составляла 44,5%. Не так давно общественный резонанс вызвало принятие парламентом Закона ? 1691-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами)». Этим Законом категория споров относительно назначения, исчисления, пересчета, осуществления пенсионных выплат, социальных выплат неработоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, социальных услуг, помощи, защиты, льгот, имущества, пайков или денежной компенсации была передана из административных в гражданские суды.
Как обосновывали значение данного Закона его инициаторы? Необходимость внесения изменений в ГПК и КАСУ относительно рассмотрения дел, связанных с социальными выплатами по правилам гражданского судопроизводства, связана с целым рядом проблем, с которыми столкнулись админсуды после передачи этих дел в их компетенцию. В первую очередь, авторы считают, что проблемы сложились в апелляционных судах из-за нехватки опыта относительно рассмотрения таких дел и резкого увеличения числа последних (по состоянию на 2009 г. в апелляционных админсудах — более 78000 дел на 143 судьи). Суды вынуждены откладывать их, что приводит к нарушению прав граждан на рассмотрение дел в течение разумного срока. В результате некоторые общественные организации по защите прав граждан отметили, что принятый закон лишь приведет к ограничению прав людей. Не согласен с такой передачей и Верховный Суд Украины – он противодействовал принятию Закона.
19 марта на заседании Пленума ВСУ было принято решение поддержать постановление об обращении в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением о соответствии Конституции этого Закона. Докладчик, заместитель председателя ВСУ Анатолий Ярема, отметил, что все проблемы административных судов, на которые ссылались авторы вышеупомянутого законопроекта, мягко говоря, преувеличены, а его принятие вызвало еще большее их количество. Сам Закон г-н Ярема назвал «провокацией» парламента.
В качестве основания для конституционного обращения Верховный Суд указал на то, что Законом нарушаются нормы Конституции относительно реализации гарантированного каждому права на обжалование. В частности в той части, что в отличие от других физических лиц в их спорах с органами власти и другими лицами, которые осуществляют управленческие функции, реализация права на обращение в суд социально незащищенных лиц поставлена в прямую зависимость от предварительной оплаты ими расходов на материально-техническое обеспечение рассмотрения дел. В административном же производстве такой сбор не оплачивается (статьи 79, 81 ГПК Украины). Кроме того, сама процедура существенно отличается от введенной в админюстиции, где, в частности, действует принцип презумпции вины субъекта власти.
Кроме того, в связи с положениями Закона о передаче дел в судебные палаты по гражданским делам апелляционных судов и в соответствующую Судебную палату ВСУ без одновременного увеличения количества судей в них, по мнению ВСУ, большинство граждан будет надолго ограничено в реализации права на защиту на апелляционной и кассационной стадиях – есть риск «паралича» работы таких судов. Такой риск существует и для ВСУ в связи с тем, что на начало 2010 года остаток нерассмотренных ВАСУ кассационных дел — 47962. Это, как отметил г-н Ярема, означает, что на рассмотрении Судебной палаты ВСУ может сразу оказаться около 21 тысячи кассационных жалоб по соцделам. Отметим, что Пленум решил просить КСУ признать дело безотлагательным и рассмотреть его в течение месяца (это предусмотрено ч.2 ст. 57 ЗУ «О Конституционном Суде Украины»). Поскольку некоторое количество материалов уже было передано и по ним открыто производство, возникает опасность нарушения сроков рассмотрения.
Вот что по этому поводу сказал председатель ВСУ Василий Онопенко: «Мотивация принятия данного Закона была такая, что админсуды перегружены, что там не совсем подготовленные судьи. Дела пролежали месяцами, годами — и в настоящий момент передаются к нам. Например, в нашем суде гражданская палата, которая должна рассматривать эти дела, насчитывает около 20 судей. В ВАСУ – 55 судей. Таким образом, 55 судей не справятся с этим заданием, а палата из 20 судей, где у нас наибольшая нагрузка в настоящий момент, в среднем 150 дел, должна с этим справиться. Мы понимаем, в какой опасной ситуации оказались люди. Эту проблему породил Верховный Совет, когда необдуманно принял этот закон».
Что касается решения проблемы, г-н Онопенко считает, что выход в том, что «парламент должен прекратить принимать законы, которые ничем не обеспечиваются». Прежде всего, на политическом уровне нужно прийти к определенному решению. Нужно вносить изменения в законодательном порядке, но даже передача этих дел из одних судов в другие вопрос не решает. «Нужно внести в действующее законодательство изменения, которые бы предоставили решениям ВАСУ или ВСУ прецедентный характер. Даже здесь нужно подумать, как выйти из ситуации. Допустим, мы взяли к производству не все 50–100 тысяч дел, которые возможно могут поступить в Верховный Суд, а приняли решение по конкретной категории дел. И на это решение должны обращать внимание все суды, которые рассматривают такие дела», - убежден председатель ВСУ.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»