Львиную долю расходной части семейного бюджета каждого украинца "съедает" городской транспорт. А после нашумевшего в конце прошлого года повышения цен на проезд в столице и не только обыватели крупных мегаполисов пытаются сэкономить с помощью месячных проездных билетов сразу на несколько видов транспорта. Но и эту возможность, по крайней мере, у киевлян, планируют отобрать. Только есть ли для этого у столичных властей законные основания, и кто ответит за необоснованное повышение тарифов на проезд?
В принципе, городская госадминистрация не имеет существенных препятствий в реализации своей политики тарифообра-зования на проезд в городском транспорте. Главное управление по вопросам ценовой политики КГГА просчитывает экономически "правильный" тариф. А дальше, как говорится, дело техники: госадминистрация принимает решение, которое нужно лишь завизировать в мэрии и зарегистрировать в Министерстве юстиции.
Во время последнего повышения цен на проезд в столичном транспорте кто только не пытался добиться отмены повышенных в несколько раз тарифов. Но удалось лишь отвоевать 30 копеек у жетона на метро и 50 копеек на остальной общественный транспорт. И вот сейчас столичные власти снова засматриваются на кошельки киевлян. Новая инициатива команды Черновецкого – отменить единый месячный проездной на два вида городского транспорта, один из которых – метро. В результате этого потребителям придется тратить на 25 гривен больше, ведь стоимость проездного билета на наземный вид общественного транспорта и метро составляет соответственно 80 и 95 гривен, а комбинированный месячный проездной обходится жителям города в 150 гривен.
Но и это еще не все. Чиновники столицы хотят ввести лимит на количество поездок в метрополитене. Теперь владелец проездного не сможет поделиться со своим ближним этим документом, так как больше семидесяти раз турникет его в метро не пропустит. В ответ на возмущенные возгласы простых обывателей городские власти привычно апеллируют к изношенности парка городского транспорта, росту цен на бензин и дизельное топливо, другим дополнительным транспортным расходам. Удивительно еще, что они о курсе валют и обвале гривны забывают сказать. При этом скромно умалчивается о том, учитывается ли во время такого рода расчетов прожиточный минимум, минимальная пенсия, средний уровень зарплат и другие социально важные показатели.
"Добросовестный предприниматель, формируя цену, обязан учитывать не только экономическую сторону тарифа, но и социальную, особенно если речь идет о городском виде транспорта. Насколько экономически обоснованы цены на проезд в городском транспорте, должна будет проверить до 30 сентября Ценовая инспекция Министерства экономики. С соответственной просьбой Антимонопольный комитет Украины уже обратился в Минэкономики", – сообщил в начале сентября на брифинге и.о главы АМКУ Александр Мельниченко. Если инспекция обнаружит нарушения, допущенные во время формирования тарифов на проезд, то АМКУ будет иметь основания наказать нарушителя. Только вот ни мэрии, ни КГГА ничего не грозит. Так как наше конкурентное право не предусматривает штрафов как таковых по отношению к органам власти. Всю тяжесть ответственности возьмут на себя коммунальные предприятия "Киевпастранс" и "Киевский метрополитен". Со слов Александра Мельниченко, за разработку документов, которые имеют признаки злоупотребления доминирующим положением на том или ином рынке страны, хозяйствующий субъект может быть оштрафован на сумму до 10% от годовой прибыли.
Иван Правдин, "Судебно-юридическая газета"