После вступления в силу Постановления КМУ ? 468 от 13 мая 2009 г. "Об утверждении Порядка маркировки продуктов питания, которые содержат генетически модифицированные организмы или изготовлены с их использованием и вводятся в оборот" прошло более трех недель. О том, как оно выполняется отечественными производителями, на пресс-конференции рассказали представители общественных организаций, Госпотребстандарта, юристы и частные предприниматели.
Специфика правового регулирования вопросов, связанных с ГМО, состоит в том, что в его основе лежат международные обязательства государства. В 2000 году более 130 стран подписали Картахенский протокол о биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. В настоящее время его участниками являются уже 147 стран, в том числе и Украина. Что интересно, Россия и США этот Протокол не подписали. Не ратифицирован он и многими государствами-экспортерами биотехнологической продукции. "То, что в Украине удалось принять такое Постановление, — уже большой шаг на встречу людям, которые, покупая продукты питания, вправе знать из чего они состоят, — рассказывает первый заместитель председателя Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко. — К этому мы шли почти три года. Подобное постановление еще 1 августа 2007 года было принято правительством Януковича. Но спустя 4 месяца было отменено. Наша общественная организации это решение Кабмина тут же обжаловала в суде, и небезуспешно. Понадобилось еще более года, чтобы уже правительство Тимошенко издало обсуждаемое сегодня Постановление".
Правда, нынешний состав Кабмина, по словам г-жи Тимочко, никак не мог определиться с процентным содержанием ГМО. Чтобы избежать юридических коллизий с нормативно-правовыми актами ЕС, решили в итоге маркировать лишь те продукты, в которых содержание генно-модифицированных организмов достигает 0,9% (изначально планировалось 0,1%). Была определена дата вступления Постановления в силу — 1 июля 2009 года. Но штрафные санкции к нерадивым производителям, которые не выполняют требования Кабмина по обозначению на упаковке содержания ГМО, будут применяться только через два месяца.
"Ряд пробелов регулирования позволит производителям не полностью раскрывать информацию о генетически модифицированном продукте", – считает адвокат АО "Волков Козьяков и партнеры" Леся Ковтун. По ее мнению, это может породить судебные споры по двум основаниям: 1) отсутствие требования указывать свойства ГМ-продукта, если он отличается от своего традиционного аналога по составу, питательным свойствам, воздействию на здоровье групп людей (аллергические реакции) либо диетическими предпочтениями (вегетарианцы, у которых, например, может вызвать сильный эмоциональный стресс присутствие в овощах гормона роста животного происхождения); 2) порядок этикетирования не распространяется на сельхозпродукцию, произведенную с использованием ГМО, а говорит только о продукции, содержащей свыше 0,9% ГМО. То есть мясо животного, которого кормили ГМ-кормами, не подпадает под действие Порядка. Таким образом, одно лишь указание о наличии ГМО не является полной информацией, необходимой потребителю для осознанного выбора продукта. Получается, отмечает адвокат, что в законодательных актах четко не определено, какие контролирующие органы и каким образом должны идентифицировать и отслеживать продукты с ГМО. С ней был солидарен и заместитель председателя Госпотребстандарта Сергей Черепков, который подтвердил, что осуществлять контроль за упаковкой — в компетенции его органа. "Однако идентифицировать сырье, из которого изготовляются продукты питания, обязаны производители. Для этого им предоставлено 5 специальных лабораторий", — подчеркнул г-н Черепков. По его словам, в четвертом квартале 2009 г. планируется открыть еще 7 лабораторий. В дальнейшем их численность должна вырасти до 29.
Управляющий партнер ЮК "Ol&Rust" Роман Хрустенко добавил, что проблема отечественного законодательства еще и в том, что оно не предусматривает обозначения ГМО в учреждениях общественного питания: барах, кафе, ресторанах. На что получил ответ от г-жи Тимочко, что в Постановлении Кабмина говориться о продуктах питания. А это — и блюдо в ресторане, и котлета в бистро. По ее словам, информация о наличии в предлагаемых блюдах ГМО должна вывешиваться в общепитах в уголке потребителя.
Выступавшие же производители отметили, что не испытывают проблем с маркировкой своего продукта, поскольку еще в 2008 году заключили договор с лабораториями по выявлению ГМО в поступающем сырье. Кроме того, у заграничных экспортеров требуют сертификат об отсутствии в поставляемых продуктах питания генетически модифицированных культур. Поэтому на упаковке своих продуктов могут смело ставить значок "Без ГМО".
Александра Тимощук,
"Судебно-юридическая газета"
Комментарий специалиста
Управляющий партнер ЮК "Ol&Rust" Роман Хрустенко:
– Постановление ? 468 было принято в развитие ст. 15 Закона "О защите прав потребителей". Соответственно, можно предположить, что основной удар проверок придется не столько на производителей, сколько на продавцов продукции, маркировка которой выполнена с нарушениями, поскольку именно продавцы непосредственно контактируют с потребителями. При этом нельзя исключать, что в порядке регресса продавцы такой продукции будут обращаться к производителям с требованием о компенсации причиненного ущерба (штрафные санкции в бюджет, выплаты потребителям). Очевидно, что контролирующими органами в этой сфере должны будут выступать Управление по защите прав потребителей, общественные организации потребителей и, конечно же, сами потребители.
Безусловно, еще в течение достаточно длительного времени будут иметь место нарушения требований Постановления как в силу недобросовестности производителей, так и по сугубо объективным причинам (запасы старой упаковки на складах, отсутствие финансирования для нанесения дополнительной маркировки и т.п.). При этом длительность такого периода во многом будет определяться степенью активности как контролирующих органов, так и потребителей.