Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики Галина Третьякова рекомендует парламенту принять законопроект своего же авторства о внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины по установлению дополнительных оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя и некоторых других вопросов №7731.
Им предлагается расширить следующие основания.
А именно дополнить статью 41 КЗоТ новыми основаниями для расторжения трудового договора по инициативе работодателя:
При этом предлагается предположить, что в правила внутреннего трудового распорядка предприятий, учреждений, организаций вносятся оговорки о действиях или бездействии работника, которые вне разумного сомнения могут относиться к содействию государству-агрессору.
«Принятие законопроекта позволит существенно уменьшить влияние коллаборантов на национальные интересы и безопасность, не допустить их на работу на объектах государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины и/или объектов критической инфраструктуры, которыми, являются, в частности, атомные электростанции», – считают авторы.
Вместе с тем, как отметило Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, в КЗоТе уже предусмотрено такое основание для прекращения трудового договора, как «вступление в законную силу приговора суда, которым работник приговорен к лишению свободы или к другому наказанию, которое исключает возможность продолжения данной работы» ( п. 7 ч. 1 ст. 36 КЗоТ), которое может быть использовано для увольнения лиц, осужденных за коллаборационную деятельность.
«Если же речь идет об увольнении работника по указанному основанию вне установленного судом факта осуществления им коллаборационной деятельности, то следует обратить внимание на то, что у работодателя, как правило, отсутствуют полномочия относительно надлежащего расследования того, совершил ли работник вышеуказанное деяние или нет, что может негативно повлиять на реализацию соответствующего положения», – подчеркнули в ГНЭУ.
Также в ГНЭУ напомнили автору законопроекта о принципе правовой определенности. "Термин "проступок, несовместимый с продолжением данной работы, связанный с его поддержкой государства-агрессора", который используется в проекте как основание для увольнения работника, выглядит нечетким и не соответствует принципу правовой определенности, что может существенно усложнить реализацию соответствующего положения", - добавили там.
Кроме того, в проекте не учтено определение коллаборационной деятельности, установленное ч. 1 ст. 111 Уголовного кодекса, и нечетко определен и термин «объекты государственной собственности, имеющие стратегическое значение».
Следует отметить, что сама автор высказала в заключении Комитета некоторую критику к своему законопроекту.
«Предлагаемые изменения в статью 36 Кодекса о прекращении трудового договора в случае вступления в законную силу приговора суда, которым работник приговорен к лишению свободы или к другому наказанию, которое привело к потере доверия к нему со стороны работодателя, требуют дополнительного обоснования с учетом субъективного характера понятия «доверие».
Дополнение статьи 41 Кодекса основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя за совершение работником, работающим на объектах государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства и/или объектах критической инфраструктуры, действий или его бездействия, которые вне разумного сомнения могут относиться к содействию государству-агрессору, носит дискуссионный характер с учетом нераспространенности в украинском законодательстве понятия «вне разумного сомнения», - отмечается в заключении Комитета с подписью Третьяковой.
Также она добавляет, что при рассмотрении законопроекта «на заседании Комитета присутствующими представителями сторон социального диалога была отмечена актуальность законопроекта и поддержка его цели».
В то же время было отмечено относительно возможной необходимости внесения других изменений в Кодекс, в частности, по решению вопроса об обращении с информацией, которая доведена работодателем до работника и может представлять интерес для государства-агрессора, по процедуре отстранения работника в случае наличия оснований, которые могут привести к потере доверия к нему со стороны работодателя (в том числе в случае разглашения указанной информации) и т.д.
Учитывая изложенное и по результатам обсуждения, Комитет считает целесообразным внести изменения также в другие статьи Кодекса законов о труде Украины, которые полностью разделяли бы цель законопроекта, определенную в пояснительной записке.
В результате проект рекомендовали принять за основу с поручением Комитету подготовить законопроект ко второму чтению, предусмотрев внесение соответствующих изменений, указанных в заключении Комитета, и с учетом предложений и поправок субъектов права законодательной инициативы.
Автор Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.