В УПК готовят изменения относительно полномочий СБУ и ГБР

15:30, 2 июня 2022
Авторы законопроекта - депутаты «Слуги народа» ссылаются на статистику направленных в суд обвинительных актов.
В УПК готовят изменения относительно полномочий СБУ и ГБР
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В Верховной Раде зарегистрирован проект постановления о принятии за основу законопроекта 7329 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины об усовершенствовании ответственности за коллаборационную деятельность и порядка досудебного расследования преступлений против основ национальной безопасности Украины». Среди авторов - члены Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности, включая его главу. Законопроект планировалось рассмотреть на заседании Верховной Рады 31 мая, но депутаты до него не успели дойти.

Интерес представляет не только сам законопроект, но и пояснительная записка к нему.

Как отмечают авторы, «в условиях вооруженной агрессии РФ особую актуальность обрел вопрос противодействия преступлениям против основ национальной безопасности. Осуществление досудебного расследования указанной категории преступлений отнесено к подследственности следователей Службы безопасности Украины.

В то же время, досудебное расследование подследственных следственным органам безопасности преступлений по субъектному составу, согласно п.1 ч.4 ст. 216 УПК, осуществляют следственные органы Государственного бюро расследований».

«Указанное состояние правового регулирования предполагает, что преступления совершенные определенной категорией лиц, даже если они подследственны органам безопасности, расследуют следователи Государственного бюро расследований, что на практике приводит к ряду проблем в правоприменении.

Так, при внесении сведений в Единый государственный реестр досудебных расследований об уголовном правонарушении или получении заявления о его совершении следственным подразделениям органов безопасности, как правило, неизвестны все подозреваемые в его совершении.

В ходе расследования следственные органы безопасности получают соответствующие доказательства и устанавливают причастность лиц, расследование в отношении которых осуществляет ГБР, следствием чего является дальнейшая обязательная передача производства в другой орган досудебного расследования, изменение группы прокуроров, а также постановка стороной защиты и судом под сомнение законности первично собранных доказательств, поскольку досудебное расследование на начальном этапе проводили следственные органы безопасности как орган неуполномоченный проводить расследование в отношении определенного круга лиц, сведения о которых в начале расследования были известны.

Также, учитывая определенную специфику расследования преступлений, подследственных следователям органов безопасности, его эффективность достигается исключительно в надлежащем взаимодействии с оперативными подразделениями именно контрразведки, военной контрразведки, антитеррористического центра, защиты национальной государственности Службы безопасности Украины, которые являются подразделениями единого правоохранительного органа.

Анализ статистических данных о количестве завершенных досудебных расследований по уголовным производствам путем направления обвинительного акта в суд по подозрению лиц в совершении преступлений против основ национальной безопасности подследственных следственным органам безопасности, однако расследуемых Государственным бюро расследований по субъектному составу по сравнению с органами безопасности свидетельствует о низкой эффективности таких расследований со стороны следователей ГБР.

Так, из 100 расследованных следователями ГБР в 2021 году производств по фактам совершения преступлений против основ национальной безопасности, в суд направлено только 3, против 1000 производств, расследованных органами безопасности, в 350 из которых обвинительные акты направлены в суд.

(В то же время, напомним, что среди практиков давно нет единого мнения, является ли направление в суд обвинительного акта объективным показателем эффективности работы органа или же это пример устаревшей «палочной» системы - прим. ред.)

В связи с этим, с целью обеспечения эффективности расследования преступлений указанной категории, следует внести соответствующие изменения в ст. 216 УПК Украины, уполномочив органы безопасности расследовать подследственные им преступления независимо от совершивших их субъектов», - пишут авторы в пояснительной записке.

Вместе с тем, отмечают авторы, «надо обеспечить гарантии для отдельных категорий лиц, а именно расследования преступлений, совершенных народным депутатом Украины, которые подследственны следователям органов безопасности, поручить исключительно следственному подразделению Центрального аппарата Службы безопасности Украины».

«В законопроекте предлагается усовершенствовать вопрос подследственности Службы безопасности Украины относительно досудебного расследования уголовного правонарушения, совершенного народным депутатом Украины по поручению прокурора», добавляют авторы.

Напомним, что ГНЭУ ранее высказало ряд замечаний относительно идей данного законопроекта. В частности, эксперты ВР отметили усложнение процедуры задержания народного депутата.

«Факт того, что депутата застали во время совершения или непосредственно после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления против основ национальной безопасности, если он при этом не совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, связанное с применением насилия, или повлекшее гибель человека, не будет являться основанием для его задержания без разрешения следственного судьи», - сказано в выводе экспертного управления Верховной Рады.

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики