Не так давно, 21 апреля Верховная Рада приняла Закон «о повышении эффективности санкций, связанных с активами отдельных лиц» (законопроект 7194).
Так, в Законе «О санкциях» перечень видов санкций предлагалось дополнить блокированием активов и взысканием в доход государства активов, принадлежащих физическому или юридическому лицу, а также активов, в отношении которых такое лицо может прямо или косвенно (через других физических или юрлиц) совершать действия, тождественные по содержанию осуществлению права распоряжения ими.
Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) наделялось этим законом полномочиями принимать меры по выявлению и розыску активов физических и юридических лиц, указанных в соответствующих решениях СНБО.
При этом НАПК имело бы право привлекать к выявлению и розыску таких активов другие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Требования НАПК к органам и/или должностным лицам совершить действия, направленные на временное лишение соответствующих лиц права пользоваться и распоряжаться активами, подлежало бы немедленному исполнению.
Также законом было предусмотрено, что заявление о применении санкции в виде взыскания в доход государства активов подается НАПК в суд (Высший антикоррупционный суд).
Заявление рассматривается судьей ВАКС единолично в течение десяти дней со дня поступления в суд. При рассмотрении заявления Высший антикоррупционный суд устанавливает наличие или отсутствие оснований и условий применения санкции в виде взыскания активов.
Кроме того, в законе прописывалась защита прав изобличителей. Так, физические лица, которые сообщили НАПК об активах, а также их близкие, находятся под защитой государства.
Вечером 5 мая Офис Президента сообщил, что Владимир Зеленский вернул в Верховную Раду со своими предложениями вышеупомянутый Закон «о повышении эффективности санкций», принятый Верховной Радой 21 апреля.
«Этот документ устанавливает новый вид санкции посредством взыскания в доход государства активов, принадлежащих физическому или юридическому лицу, а также активов, которыми оно может прямо или косвенно распоряжаться.
В то же время, закон не устанавливает четких критериев, по которым лицо может быть отнесено к числу тех, на кого распространяется действие такой санкции. Это не отвечает требованиям Конституции Украины.
Также закон наделяет новыми полномочиями Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) относительно выявления и розыска активов, подлежащих блокированию, физических и юридических лиц, указанных в решениях Совета национальной безопасности и обороны Украины. Эти полномочия НАПК выходят за пределы его компетенции, определенной Законом Украины «О предотвращении коррупции».
Кроме того, документ предлагает дополнить Закон Украины «О санкциях» положениями об осуществлении Высшим антикоррупционным судом (ВАКС) административного судопроизводства по делам о применении санкции посредством взыскания активов в доход государства.
В то же время, не предусмотрено внесение соответствующих изменений в Закон «О Высшем антикоррупционном суде», которым определяются основы организации и деятельности ВАКС.
Учитывая изложенное, Президент Владимир Зеленский вернул этот закон со своими предложениями в парламент для повторного рассмотрения в сессионном зале», - отмечает Офис Президента.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.