Верховная Рада 24 марта поддержала законопроект №7182 об эффективной борьбе с киберпреступностью во время войны.
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», согласно этому законопроекту, вмешательство в работу информационных систем не будет считаться несанкционированным, если оно совершено для поиска и выявления потенциальных уязвимостей.
Законопроект вносит изменения в Уголовный кодекс и усиливает ответственность за несанкционированное вмешательство в работу электронных систем в зависимости от их последствий.
Проектом Закона предлагается внести изменения в статьи 361, 361-1 Уголовного кодекса Украины с целью приведения терминологии в соответствие с Законом «Об электронных коммуникациях».
Также предлагается статью 361 Уголовного кодекса Украины изложить в новой редакции, которой разграничивается степень ответственности за несанкционированное вмешательство в работу информационных (автоматизированных), электронных коммуникационных, информационно-коммуникационных систем, электронных коммуникационных сетей в зависимости от вызванных последствий. уголовного преступления.
Отныне несанкционированное вмешательство в работу информационных (автоматизированных), электронных коммуникационных, информационно-коммуникационных систем, электронных коммуникационных сетей будут наказываться:
штрафом от 17 тысяч до 15 тысяч грн или ограничением свободы на срок до трех лет.
Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, -
наказываются штрафом от 51 тыс. грн или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Действия, предусмотренные частью первой или второй, если они привели к утечке, потере, подделке, блокировке информации, искажению процесса обработки информации или к нарушению установленного порядка ее маршрутизации, -
наказываются штрафом до 170 тысяч грн или лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они причинили значительный ущерб или создали опасность тяжких технологических аварий или экологических катастроф, гибели или массового заболевания населения или других тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы сроком от 8 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет или без такового.
Действия, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, совершенные во время действия режима военного положения, -
наказываются лишением свободы сроком от 10 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.
Под значительным вредом понимается причинение материального ущерба, который в сто и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан.
«В то же время законопроект определяет, что взлом электронных систем при поиске потенциальных уязвимостей не является преступлением», - отметили в партии «Слуга народа».
А ранее, 15 марта, Верховная Рада Украины приняла законопроект о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс о повышении эффективности досудебного расследования по «горячим следам» и противодействии кибератакам 7148. Он вступил в силу как Закон 22 марта.
В частности, согласно внесенным изменениям в порядок проведения обысков (Статья 236. Выполнение определения о разрешении на обыск жилья или иного владения лица), следователь, прокурор при проведении обыска вправе открывать закрытые помещения, хранилища, вещи, преодолевать системы логической защиты, если лицо , присутствующая при обыске, отказывается их открыть или снять (деактивировать) систему логической защиты или обыск производится при отсутствии лиц, владеющих информацией о содержании компьютерных данных.
Если во время обыска следователь, прокурор обнаружил доступ или возможность доступа к компьютерным системам или их частям, мобильных терминалов систем связи, для обнаружения которых не предоставлено разрешение на проведение обыска, но в отношении которых есть достаточные основания полагать, что информация, что на них содержится, имеет значение для установления обстоятельств в уголовном производстве, прокурор, следователь вправе осуществить поиск, обнаружение и фиксацию содержащихся на них компьютерных данных на месте проведения обыска.
То есть, он вправе выйти за рамки санкции.
Детальнее об этом законе можно прочитать в блоге судьи Высшего антикоррупционного суда Украины Алексея Кравчука.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.