Как известно, в парламенте уже лежит проект пенсионной реформы. Речь идет о доработанном законопроекте 2683 авторства «Слуги народа» Галины Третьяковой.
«Люди, которые не откладывают накопления в негосударственные пенсионные фонды, в будущем в принципе будут лишены пенсий из-за демографической ситуации в стране», - ранее заявил министр финансов Сергей Марченко.
«Темпы старения населения такие, что количество работающих будет постоянно сокращаться, а количество пенсионеров — расти. Мне сорокалетнему на пенсию в нынешних условиях рассчитывать не стоит. Тогда два варианта — или я сам ищу возможности и откладываю через НПФ, или создаются условия таких накоплений для всех граждан. Это повлечет фискальные потери бюджета, и это все должны понимать», — сказал Марченко.
Во время своего выступления в Верховной Раде 1 декабря Президент Владимир Зеленский призвал депутатов проголосовать за пенсионную реформу.
«Наконец, за многие годы впервые согласованы параметры единой обязательной накопительной пенсионной системы. Она позволит накапливать средства на достойную старость.
В ближайшее время парламент, уверен в этом, рассмотрит уже готовый законопроект. Уважаемые депутаты, на вас надежда», - сказал Зеленский, и депутаты встретили его предложение аплодисментами.
Отметим, что Главное научно-экспертное управление Верховной Рады раскритиковало данный проект.
«Соглашаясь с необходимостью внедрения накопительной пенсионной системы, считаем, что этот процесс должен начинаться только после объективного определения факта роста экономики в Украине, что позволит эффективно размещать и использовать средства накопительной пенсионной системы, поскольку в противном случае собранные средства не дадут желаемой для нормального функционирования этой системы прибыли, что приведет к дискредитации самой идеи такого страхования.
Отметим, что указанные риски только повышаются в условиях экономического кризиса, связанного с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19).
Последствиями неудачного выбора периода внедрения накопительной системы пенсионного страхования могут быть не только нарушения прав граждан, что очевидно, но и негативное влияние на дальнейшую судьбу самой идеи внедрения этой системы в связи с недоверием граждан в целом к такому страхованию.
Важность правильного избрания указанного момента подтверждается тем, что «после 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, затрат и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов (будущих выплат).
Большинство населения Украины не экономит или не имеет возможности сэкономить на пенсии, мало или совсем ничего не знает о негосударственных пенсионных фондах, плохо ориентируется в финансовых вопросах в целом и в инвестициях в частности, а также не доверяет финансовым учреждениям». При этом, общие показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ) остаются низкими и обусловлены многими причинами, а именно: неблагоприятной макроэкономической ситуацией, отсутствием развитых рынков капитала и надежных финансовых инструментов, низким уровнем доходов населения и непониманием необходимости экономии, недостаточной пропагандой важности (даже отсутствием информации о существовании) негосударственных пенсионных схем.
В этом контексте необходимо принять во внимание пример негативного опыта стран Восточной Европы с более развитой экономикой и правовым порядком, в которых в последнее время законодательными решениями пытаются вернуть накопленные гражданами средства в солидарную пенсионную систему или национализировать эти средства (как, например, в Венгрии).
В частности, Чехия в январе 2016 объявила о ликвидации второго уровня, который был создан только в 2013 году. В Польше в феврале 2014 года из-за введенных государством ограничений на формы инвестирования фондами страхования последние начали получать отрицательную доходность (в частности, было запрещено инвестировать в государственные облигации, а предыдущие инвестиции необходимо было безвозмездно вернуть государству для сокращения государственного долга).
Впоследствии польское правительство дало гражданам срок в три месяца на возвращение в солидарную систему по молчаливому согласию, если не будет заявлено об отказе, и продолжает в дальнейшем такую практику.
В Литве и Латвии ставку взносов во второй уровень пенсионной системы в течение нескольких лет снижали до 2% от зарплаты, а в Эстонии свели к нулю», - отмечают в ГНЭУ.
Право ТВ вело прямую трансляцию речи Зеленского в Верховной Раде.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.