Комитет по вопросам правоохранительной деятельности 19 мая рекомендовал принять во втором чтении и в целом как закон законопроект о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно внедрения информационно-телекоммуникационной системы досудебного расследования № 5246.
Заместитель председателя Комитета Максим Павлюк, докладывая законопроект, сообщил, что по результатам рассмотрения предложений депутатов была подготовлена сравнительная таблица ко второму чтению с 34 поправками. Их Комитет предлагает отклонить, оставив законопроект в редакции первого чтения.
Как ранее сообщала «Судебно-юридическая газета», 27 апреля Верховная Рада приняла за основу проект Закона «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно внедрения информационно-телекоммуникационной системы досудебного расследования» 5246. Проект подан Президентом Зеленским.
Ранее мы подробно писали, что предусмотрено этим законопроектом.
Итак, Переходные положения УПК дополняются нормой, согласно которой до интеграции системы, которая функционирует в суде в соответствии со статьей 35 УПК (ЕСИТС), с информационно-телекоммуникационной системой досудебного расследования, следователь, дознаватель, прокурор подает в суд материалы в бумажной форме и в электронной форме с использованием квалифицированной электронной подписи.
Единая судебная информационно-телекоммуникационная система (ЕСИТС), как известно, не заработала, и согласно Указу Зеленского №189/2021, заработает, в лучшем случае, к 2025 году.
Таким образом, новым законом будет установлено, что следователь, дознаватель, прокурор подает в суд материалы в бумажной форме и в электронной форме с использованием квалифицированной электронной подписи.
Учитывая приведенное выше, как отмечает Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, «в самих нормах законопроекта закладывается возможность недостижения конечной цели внедрения информационно-телекоммуникационной системы досудебного расследования, которая заключается в полном отказе в будущем от бумажного производства на стадиях досудебного расследования и рассмотрения дела в суде.
Во-вторых, в ч. 3 ст. 106-1 УПК (в редакции проекта) отсутствует перечень оснований, условий, субъектов и т.п., при наличии которых следователем, дознавателем, прокурором, следственным судьей, судом может быть принято решение о передаче материалов досудебного расследования, которые содержатся в информационно-телекоммуникационной системе, в бумажной форме».
Также, по мнению ГНЭУ, из содержания законопроекта не понятны:
1) целесообразность внедрения информационно-телекоммуникационной системы досудебного расследования параллельно с ЕРДР и ЕСИТС;
2) каким образом будет обеспечиваться отсутствие дублирования сведений в ЕРДР и информационно-телекоммуникационной системе досудебного расследования.
«На наш взгляд, целесообразно рассмотреть возможность существования единой системы, которая содержала бы все материалы и информацию (сведения) досудебного расследования в уголовном производстве, с возможностью градации объема доступа к информации в ней в зависимости от категории пользователей.
Ведь, например, потерпевшему, априори, не может быть предоставлен доступ ко всей информации, к которой имеет доступ следователь, прокурор по роду своей деятельности», - отмечает ГНЭУ.
Также ГНЭУ ставит под вопрос норму о том, что информационно-телекоммуникационная система досудебного расследования может взаимодействовать с другими информационными, информационно-телекоммуникационными системами в случаях, предусмотренных законом.
Очевидно, что закон, который регулирует уголовный процесс, должен быть более чем конкретным, а в данном случае неясен перечень «других» информационных и информационно-телекоммуникационных систем и случаев, в которых такое взаимодействие будет происходить.
Также, отмечает ГНЭУ, согласно положениям законопроекта материалы досудебного расследования, которые содержатся в информационно-телекоммуникационной системе досудебного расследования, их копии или экземпляры предоставляются в электронной форме, а по решению следователя, дознавателя, прокурора, следователя судьи, суда, их предоставляют в бумажной форме.
«Следует четко определить перечень случаев, когда открытие материалов досудебного расследования, содержащиеся в информационно-телекоммуникационной системе досудебного расследования, осуществляется путем предоставления доступа к ним, а когда такой доступ не предоставляется, зато предоставляются электронные копии таких материалов, заверенные в установленном порядке», - отмечает ГНЭУ.
Помимо дополнения Переходных положений УПК, законопроектом в УПК вводится новая статья 106-1:
Стаття 106-1. Інформаційно-телекомунікаційна система досудового розслідування
Порядок функціонування інформаційно-телекомунікаційної системи досудового розслідування визначається положенням, яке затверджується спільно Офісом Генерального прокурора, органом, у складі якого функціонує орган досудового розслідування, а також органом, що затверджує положення про систему, яка функціонує в суді відповідно до статті 35 цього Кодексу.
Інформаційно-телекомунікаційна система досудового розслідування взаємодіє з Єдиним реєстром досудових розслідувань та системою, яка функціонує в суді відповідно до статті 35 цього Кодексу, а також може взаємодіяти з іншими інформаційними, інформаційно-телекомунікаційними системами у випадках, передбачених законом.
У разі використання зазначеної у цій статті системи дослідження матеріалів досудового розслідування, наявних у такій системі, може здійснюватися з використанням доступу до них через цю систему.
Несанкціоноване втручання в роботу інформаційно-телекомунікаційної системи досудового розслідування тягне за собою передбачену законом відповідальність.
Также статья 221 УПК о порядке ознакомления с материалами досудебного расследования дополняется частью 3:
«Ознайомлення з матеріалами досудового розслідування, що містяться в інформаційно-телекомунікаційній системі досудового розслідування, здійснюється шляхом надання доступу до них або надання електронних копій чи примірників таких матеріалів».
В статье 290 УПК, которая регулирует открытие материалов другой стороне, предусматривается:
«Відкриття матеріалів досудового розслідування, що містяться в інформаційно-телекомунікаційній системі досудового розслідування, здійснюється шляхом надання доступу до них або надання електронних копій таких матеріалів, засвідчених в установленому порядку».
Презентуя проект перед принятием в первом чтении, министр юстиции Денис Малюська рассказал, что после принятия закона для адвокатов не будет повода спорить о том, дали ли им все материалы уголовного дела для ознакомления.
«Это не просто удобство для органов досудебного расследования и в будущем полное переведение уголовного производства в электронный формат. Это еще и дополнительные гарантии для всех участников уголовного производства.
Сторона защиты сможет получить и ознакомиться с материалами уголовного производства в электронном виде, получить все материалы в электронном виде и ознакомиться с такими материалами в удобное время.
Во-вторых, у нас уже не будет споров по поводу того, действительно ли в полном объеме материалы были предоставлены стороне защиты и не были ли они изменены во время передачи материалов в суд.
В-третьих, все войны по поводу того, кто должен вести досудебное расследование, какой из органов, какой из органов и кому должен передать материалы уголовного производства, будут сняты, поскольку физически материалы не нужно будет передавать», - подчеркнул Малюська.
В свою очередь, Генеральный прокурор Ирина Венедиктова отметила, что «е-case позволит ускорить процесс прохождения процессуальных документов. Данные будут доступны онлайн для следователей, дознавателей, прокуроров, следственных судей и суда. Кроме того, система упростит процедуру доступа к материалам стороне защиты».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.