Удивительно, но факт – в 2021 году государство еще не все знает о своих гражданах, об их доходах и об их имуществе. Этот пробел в скором времени планируется исправить.
На данный момент законодательством уже предусмотрена необходимость верификации (проверки) получателей пенсий и социальных выплат, введен новый порядок предоставления субсидий, чтобы не платить тем, кто может обменять на валюту больше 50 тысяч грн, в дальнейшем планируется узнать о материальном состоянии каждого украинца с помощью «налоговой амнистии», ввести налогообложение домохозяйств и т. д.
Роль цифровизации в этих процессах – ключевая, поскольку с информацией о человеке в бумажном виде государству-контролеру работать фактически невозможно. Для реализации задуманных реформ необходимо создать своеобразный «профиль» на каждого украинца. Эта задача сегодня начала воплощаться с помощью «Дії» и постепенного налаживания обмена данными между государственными реестрами.
Один из аспектов, который сегодня остается не до конца «оцифрованным» - это информация о недвижимом имуществе. К примеру, если вы приватизировали квартиру в далеких 90-х и с тех пор не совершали с ней никаких сделок, то ее «не видит» Реестр прав на недвижимое имущество.
28 апреля Кабинет Министров поддержал постановление о введении экспериментального проекта по получению государственными регистраторами сведений о госрегистрации права собственности на недвижимое имущество, которые находятся в распоряжении коммунальных предприятий БТИ на бумажных носителях.
По его словам министра юстиции Украины Дениса Малюськи, несмотря на то, что Государственный реестр прав содержит большой объем данных, его сведения являются неполными, поскольку часть информации находится в распоряжении предприятий БТИ на бумажных носителях, которые до 1 января 2013 имели право осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
«Поэтому получение органами государственной регистрации прав и нотариусами информации, хранящейся в реестровых книгах и регистрационных делах, которые формировались предприятиями БТИ, является крайне необходимым для целей надлежащего проведения государственной регистрации прав и предоставления в полном объеме информации о вещных правах на недвижимое имущество», - отметил министр юстиции.
В связи с этим Минюст совместно с Министерством цифровой трансформации внесли предложение о реализации в течение 2021-2023 годов экспериментального проекта по получению государственным регистратором прав на недвижимое имущество с помощью Государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящихся в распоряжении предприятий БТИ на бумажных носителях.
Денис Малюська уточнил, что получение сведений предполагается программными средствами Государственного реестра прав, что уменьшит количество необходимых визитов заявителя и избавит его от необходимости сбора документов в бумажной форме. Впрочем, пока неясно, как это будет реализовано и не приведет ли это к неразберихе с данными о собственниках недвижимости.
Также Минюст сообщил, что планируется ввести идентификацию субъектов, которые владеют имуществом, с помощью автоматизированного обмена Реестра прав на недвижимость с Государственной миграционной и Государственной налоговой службой Украины.
Предлагается реализовать механизм автоматизированного обмена с внешними системами для идентификации каждого субъекта.
То есть, информацию о недвижимости каждого человека «привяжут» к его профилю, в том числе, в налоговой.
Кроме того, будет создан внутренний механизм, который позволит осуществить группировку субъектов в рамках записей о вещных правах в Реестре прав на недвижимость. Это, по словам замминистра юстиции Ольги Онищук, обеспечит быстрый и удобный поиск по субъектному критерию, т. е. по физическому или юридическому лицу.
Также предлагается внедрить два основных типа объектов – земельный участок и объект строительства. Другие типы объектов будут автоматически синхронизироваться при информационном взаимодействии с Государственным земельным кадастром и Единой государственной электронной системой в сфере строительства. Реализация такой идеи будет предусматривать создание отдельного обязательного перечня действий под каждый из двух типов объектов.
Минюст предлагает также предусмотреть возможность уплаты административного сбора за проведение регистрационных действий в отношении недвижимого имущества через приложение «ДІЯ» (путем сканирования QR-кода во время визита в ЦНАП или к ближайшему регистратору).
«Вскоре ожидается запуск соответствующих проектов в трех городах - Киеве, Хмельницком и Одессе. Но реализация таких проектов потребует нормативного урегулирования: нужно предусмотреть верификацию электронных квитанций в соответствующих информационных карточках. Это лишь часть тех новшеств, над которыми работает рабочая группа», - добавила замминистра.
Цифровизация, безусловно, имеет свои плюсы, однако стоит отметить, что она направлена не только на удобство для пользователей государственными услугами, но и на то, что собрать максимальный объем информации о каждом человеке с украинским паспортом, не всегда заявляя о данной цели публично.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.