15.03.2021 года в Верховную Раду Украины поступили законопроекты: проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно установления распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами по месту получения дохода и месту жительства налогоплательщиков» № 5244 от 15.03.2021 года и проект Закона «О внесении изменений в статью 64 Бюджетного кодекса Украины в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно установления распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами по месту получения дохода и месту жительства налогоплательщиков» № 5245 от 15.03.2021 года.
Авторами вышеуказанных законопроектов являются народные депутаты Украины, входящие в депутатскую группу «Доверие».
Согласно пояснительной записке к законопроекту, авторы считают существующую систему распределения НДФЛ несовершенной, исходя из того, что поступления от вышеуказанного налога зачисляются в бюджет той территориальной громады, на территории которой зарегистрировано предприятие или физическое лицо-предприниматель, являющиеся работодателями (налоговыми агентами) налогоплательщика.
По мнению народных депутатов, существующая система создаёт «перекос» между поступлениями в бюджеты крупных, мелких и средних ОТГ, потому как из-за низкого уровня заработной платы и небольшого количества рабочих мест граждане остаются зарегистрированными в мелких и средних громадах, а по факту проживают и работают на территории крупных.
Проект закона предполагает внесение изменений в статью 168 Налогового кодекса Украины. Система распределения НДФЛ между бюджетами объединённых территориальных громад, в случае принятия законопроектов № 5244 и № 5245, может быть организована следующим образом:
- местонахождению юридического лица, его обособленного подразделения, где работает такой налогоплательщик;
- налоговому адресу самозанятого физического лица, у которого работает такой налогоплательщик.
Кроме того, законопроект № 5244 предлагает закрепить норму от том, что налог, начисленный налоговым агентом - сельскохозяйственным товаропроизводителем на доходы физического лица-налогоплательщика, кроме доходов за сдачу физическими лицами в аренду (субаренду, эмфитевзис) земельных участков, земельных долей (паев), подлежит уплате в соответствующие бюджеты в таком соотношении:
Размер налога, подлежащего перечислению в соответствующий бюджет по местонахождению земельных участков, должен будет рассчитываться как произведение таких 50 процентов налога и удельного веса площади земельных участков такого сельскохозяйственного товаропроизводителя, расположенных на территории соответствующей объединённой территориальной громады, в площади всех земельных участков такого сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Также законопроект № 5244 предполагает ввести обязанность «головного» предприятия выступать налоговым агентом для тех налогоплательщиков, которые работают в отдельных структурных подразделениях работодателя и при этом не имеют полномочий начислять НДФЛ (например – в филиалах).
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter , чтобы быть в курсе самых важных событий.