Последние несколько месяцев украинцы удивлены платежками, которые присылают поставщики коммунальных услуг. Правильность начислений не всегда можно проверить, а качество коммунальных услуг оставляет желать лучшего.
Как защитить свои права потребителю, который попал в неприятную ситуацию?
У потребителя есть возможность снизить размер платы за коммунальные услуги в случае их отсутствия или предоставления не в полном объеме, а также снижения их качества (п. 5 ч. 1 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»).
Закон предоставляет потребителю жилищно-коммунальных услуг следующие права:
1) получать своевременно и соответствующего качества жилищно-коммунальные услуги;
2) получать в установленном порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цены/тарифа, нормах потребления, порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг;
3) на возмещение убытков, причиненных его имуществу и/или помещению, вреда, причиненного его жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг;
4) на устранение в течение срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
5) на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;
6) на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг;
7) получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-восстановительных работ;
8) на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом министров Украины.
Восстановление нарушенных прав потребителя производится по определенной процедуре. Начать следует с изучения договора на предоставление коммунальных услуг. В договоре указаны права и обязанности каждой стороны и ответственность, которую стороны несут. Поэтому важно определить круг обязательств поставщика услуг, который он должен был выполнять. Тогда будет понятно, что именно нарушает поставщик (исполнитель).
После того, как будет четко сформулировано, какое именно нарушение допущено поставщиком, и какое право потребителя было им проигнорировано, необходимо зафиксировать доказательства этого нарушения. Для этого составляется акт-претензия. Для составления и подписания акта-претензии потребитель должен вызвать представителя поставщика. Представитель исполнителя должен явиться на вызов потребителя не позднее срока, определенного договором. Акт-претензия составляется в двух экземплярах совместно потребителем и представителем исполнителя и скрепляется подписями. В нем как раз и указываются нарушения, сроки, показатели нарушений. Если представитель исполнителя не прибыл в согласованный договором срок или необоснованно отказался от подписания акта-претензии, акт считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей.
В течение 3 рабочих дней акт-претензия подается исполнителю, который рассматривает вопрос о перерасчете платежей или дает письменный отказ в удовлетворении претензии. По Правилам предоставления услуг централизованного отопления, поставки холодной и горячей воды и водоотведения, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины №630 от 21 июля 2005 года, исполнитель должен рассмотреть акт-претензию и уведомить потребителя о результатах рассмотрения в течение 3 рабочих дней. Если исполнитель не предоставил ответ в указанный срок, считается, что он признал изложенные в претензии требования.
Если спор с коммунальной службой возник из-за размера оплаты за услугу, оплату можно производить в сумме, которая не оспаривается. Истинность начисленной спорной суммы подлежит обсуждению.
Если исполнитель отказал в законных требованиях потребителя, дальнейшие споры переносятся в суд. Потребитель сам может выбирать, в какой суд ему обратиться: по своему месту жительства, по месту причинения вреда или по месту исполнения договора. Обращаться в суд потребитель может лично или через представителя. Представителем в суде может быть адвокат. Кроме того, потребители освобождены от уплаты судебного сбора по делам относительно защиты своих прав в судах.
Херсонский городской суд решением от 11.02.2019 по делу №766/204/19 удовлетворил иск потребителя, который просил расторгнуть договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению горячей водой квартиры и обязать городское коммунальное предприятие «Херсонтеплоэнерго» выдать потребителю технические условия на отключение от сетей существующей системы центрального теплоснабжения квартиры. Потребитель хотел установить автономное отопление в связи неудовлетворительным уровнем теплоснабжения.
Постановлением Донецкого апелляционного суда от 05.02.2019 по делу №236/2783/18 удовлетворен иск потребителю к коммунальному предприятию «Компания «Вода Донбасса» о защите прав потребителей. КП «Компания «Вода Донбасса» обязана за собственный счет провести плановую поверку (в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж) средства измерительной техники (водосчетчика), а также осуществить перерасчет начислений за услуги централизованного водоснабжения и водоотведения, исходя из показаний средства учета холодной воды.
Бабушкинский районный суд Днепропетровска 17.10.2018 г. по делу №200/20535/16-ц признал действия ПАО «Днепрогаз» неправомерными и обязал возобновить подачу газа к домовладению потребителя.
Ивано-Франковский городской суд 23.11.2018 г. по делу №344/12053/17 признал задолженность потребителя за потребленные услуги по теплоснабжению необоснованной и обязал ООО «Станиславская теплоэнергетическая компания» провести перерасчет за потребленные услуги по теплоснабжению за период с августа 2012 по январь 2018 года.
Новоайдарский районный суд Луганской области 4 сентября 2018 года вынес решение по делу №419/939/18, которым исковые требования в интересах потребителя в КП «Жилбудсервис» об отмене задолженности за жилищно-коммунальные услуги и обязательстве совершить определенные действия удовлетворил частично и обязал коммунальное предприятие «Жилбудсервис» произвести перерасчет задолженности по коммунальным услугам за период временного отсутствия потребителя с 03.08.2014 по 23.10.2015 г. Суд посчитал, что исковые требования подлежат удовлетворению, а именно в части периода, за который должно быть проведен перерасчет задолженности за коммунальные услуги, поскольку из материалов дела усматривается, что потребитель с 03.08.2014 по 23.10.2015 временно проживала по другому адресу.
Ранее суд запретил ряду газсбытов производить начисления оплаты за газ бытовым потребителям.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.