Что может измениться для водителей в 2021 году: возвращение техосмотра, придорожные проверки и штрафы

16:00, 5 января 2021
Завершилось общественное обсуждение законопроекта о возвращении техосмотра и придорожных проверок.
Что может измениться для водителей в 2021 году: возвращение техосмотра, придорожные проверки и штрафы
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В новом 2021 году водителей и предпринимателей, работающих в сфере транспортных услуг, могут ожидать сюрпризы. В частности, может быть возвращен обязательный регулярный технический осмотр (контроль) всех видов транспортных средств, включая легковые автомобили и мотоциклы. Об этом свидетельствует проект внесения изменений в законодательные акты в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, опубликованный на сайте Министерства инфраструктуры. Общественное обсуждение данных инициатив закончилось 31 декабря 2020 года.

Коллекционные автомобили и б/у запчасти

Согласно проекту изменений, предлагается реализовать в Украине следующее:

  • Закон «О дорожном движении» могут дополнить специальным порядком, который будет регламентировать порядок причисления транспортных средств к предметам коллекционирования и антиквариата, а также условия допуска таких транспортных средств к участию в дорожном движении.
  • Введение в эксплуатацию транспортных средств изготовленных (составленных) с использованием составляющих, бывших в эксплуатации, предлагается запретить.
  • Предприятия, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности (в независимости от формы собственности), которые имеют право осуществлять оптовую или розничную торговлю и оформление документов на реализацию транспортных средств и их составляющих, имеющих идентификационные номера, будут обязаны вести учет реализованных транспортных средств и их составляющих, имеющих идентификационные номера. Соответствующий порядок должен будет разработать Кабинет министров.
  • При этом учет предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности, которые имеют право осуществлять оптовую или розничную торговлю и оформление документов на реализацию транспортных средств и их составляющих, которые имеют идентификационные номера, предполагается поручить Министерству внутренних дел.
  • Также МВД будет вести реестр предприятий (в независимости от формы собственности) которые занимаются продажей и оформлением документов на реализацию тракторов, сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин и т.д.

Возвращение техосмотра

Предусматривается возвращение обязательного техосмотра (контроля) транспортных средств. Хотя вернуть технический контроль предлагается на других условиях, чем это было до его отмены в 2011 году.

Порядок проведения технического контроля и его необходимый объем должен будет определить Кабинет министров. При этом контроль будут осуществлять не подразделения МВД, а предприятия, которые будут иметь соответствующую материально-техническую базу и «безукоризненную деловую репутацию».

Также, предлагается разработать некую шкалу неисправностей транспортного средства для определения технического состояния автомобиля, установить фиксированное время для проведения техосмотра и порядок фиксации техосмотра с помощью фото- и видеотехники.

При этом будет установлена периодичность прохождения технического контроля:

  • Транспортные средства, которые спроектированы и построены для перевозки лиц и их багажа, которые содержат не более восьми мест для сидения (кроме водителя) – через четыре года от даты первой регистрации. В последующем такие транспортные средства должны будут проходить техосмотр каждые два года.
  • Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не больше девяти (с местом водителя включительно), которые используются как такси – через один год от даты первой регистрации транспортного средства. В дальнейшем – каждый год.
  • Транспортные средства, которые спроектированы и построены для перевозки пассажиров и их багажа, и имеют более восьми сидячих мест (кроме сидения водителя) – через один год от даты первой регистрации. В дальнейшем – ежегодно в течение девяти лет. А затем - каждые шесть месяцев после десяти лет от даты первой регистрации.
  • Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов с максимально допустимой массой до 3,5 тонны включительно – через четыре года от даты первой регистрации. В дальнейшем – каждые два года.
  • Транспортные средства, которые спроектированы и построены в основном для перевозки грузов, максимальный вес которых превышает 3,5 тонны – через год от даты первой регистрации. В дальнейшем – ежегодно.
  • Транспортные средства, которые спроектированы и построены для перевозки пассажиров или грузов, а также спроектированы для проживания человека, с максимальной массой более 3,5 тонны – через один год от даты первой регистрации транспортного средства. В дальнейшем – ежегодно.
  • Колесные трактора, которые используются на дорогах общего пользования для перевозки грузов с максимальной проектной скоростью, которая превышает 40 км/ч – через четыре года от даты первой регистрации. В дальнейшем – каждые два года.
  • Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов – через год от даты первой регистрации транспортного средства, а в дальнейшем – каждые шесть месяцев.
  • Двухколесные или трехколесные транспортные средства с объемом двигателя внутреннего сгорания 125 кубических сантиметров и более или электродвигателем 4 кВт и более, - через два года от даты первой регистрации транспортного средства. В дальнейшем – каждые два года.

В случае отсутствия информации о дате первой регистрации, периодичность прохождения обязательного технического контроля предлагается устанавливать по дате выпуска транспортного средства.

Кроме того, техосмотр, в независимости от даты его предыдущего проведения, будет необходимо проходить при смене собственника авто и, соответственно, его перерегистрации, а также после серьезных дорожно-транспортных происшествий, например, приведших к повреждению подвески, системы управления, деформации кузова.

Как будет проходить технический контроль

Непосредственное проведение технического осмотра будет возложено на специальные субъекты проведения обязательного технического контроля транспортных средств. Такие предприятия должны будут иметь в штате экспертов по проведению обязательного технического контроля транспортных средств, а также необходимое техническое оборудование. Указанные эксперты должны будут пройти специальную подготовку и получить соответствующие свидетельства экспертов.

По итогам проведенного технического осмотра транспортного средства будет формироваться электронное свидетельство (с возможностью его распечатки) и выдачи по требованию автовладельца в бумажном виде.

Информация о результатах технического контроля будет вноситься в единую общегосударственную базу (реестр) данных результатов обязательного технического контроля транспортных средств. Ее распорядителем и администратором будет Министерство внутренних дел.

Сам процесс обязательного технического контроля будет фиксироваться с помощью фото и видеотехники.

Кто именно и каким образом будет проводить технический контроль транспортных средств, пока непонятно. Предполагается, что соответствующий порядок предоставления субъектам хозяйствования права проводить техосмотр, будет установлен Кабинетом министров. Также, пока непонятна и стоимость прохождения технического контроля для физических и юридических лиц.

Интересно, что за не своевременное прохождение технического осмотра будет предусмотрен штраф в размере 100 необлагаемых минимумом доходов граждан (около 200 тыс. грн.).

Придорожная проверка

Предложенные изменения в законодательство предусматривают появление и такого термина как «придорожная проверка».

Под «придорожной проверкой» подразумевается проверка транспортных средств на их способность к эксплуатации, а также соблюдение правил перевозки грузов и наличие свидетельства о прохождении техосмотра. Такие проверки будут проводить не полицейские, а специально подготовленные эксперты.

По результатам проверки может быть составлен т. н. «протокол придорожной проверки». При этом если эксперт установит, что транспортное средство имеет серьезную неисправность, то дальнейшее движение такого транспортного средства будет запрещено.

Перспективы законопроекта

Отметим, что разработчики законопроекта предполагают, что внедрение указанных инноваций поможет навести порядок на дорогах и существенно снизит количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны.

При этом, как указано в пояснительно записке к законопроекту, на 1 тыс. украинцев в 2018 году приходилось более 200 автомобилей. Средний возраст автомобилей, которыми владеют украинцы, составляет почти 20 лет. Это, как отметили авторы законопроекта, не может не влиять на состояние безопасности на дорогах страны, а также негативно сказывается на экологии.  

Отметим, что всего в Украине зарегистрировано около полумиллиона транспортных средств, которые находятся в собственности, как граждан, так и юридических лиц.

Также отметим, что представители украинской власти уже не раз заявляли, что в 2021-2022 годах техосмотр, в том или ином виде, скорее всего, станет реальностью украинских автовладельцев. Таковы требования соответствующей Директивы ЕС, выполнять которую обязалась и Украина.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий. 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики