В новом 2021 году водителей и предпринимателей, работающих в сфере транспортных услуг, могут ожидать сюрпризы. В частности, может быть возвращен обязательный регулярный технический осмотр (контроль) всех видов транспортных средств, включая легковые автомобили и мотоциклы. Об этом свидетельствует проект внесения изменений в законодательные акты в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, опубликованный на сайте Министерства инфраструктуры. Общественное обсуждение данных инициатив закончилось 31 декабря 2020 года.
Коллекционные автомобили и б/у запчасти
Согласно проекту изменений, предлагается реализовать в Украине следующее:
Возвращение техосмотра
Предусматривается возвращение обязательного техосмотра (контроля) транспортных средств. Хотя вернуть технический контроль предлагается на других условиях, чем это было до его отмены в 2011 году.
Порядок проведения технического контроля и его необходимый объем должен будет определить Кабинет министров. При этом контроль будут осуществлять не подразделения МВД, а предприятия, которые будут иметь соответствующую материально-техническую базу и «безукоризненную деловую репутацию».
Также, предлагается разработать некую шкалу неисправностей транспортного средства для определения технического состояния автомобиля, установить фиксированное время для проведения техосмотра и порядок фиксации техосмотра с помощью фото- и видеотехники.
При этом будет установлена периодичность прохождения технического контроля:
В случае отсутствия информации о дате первой регистрации, периодичность прохождения обязательного технического контроля предлагается устанавливать по дате выпуска транспортного средства.
Кроме того, техосмотр, в независимости от даты его предыдущего проведения, будет необходимо проходить при смене собственника авто и, соответственно, его перерегистрации, а также после серьезных дорожно-транспортных происшествий, например, приведших к повреждению подвески, системы управления, деформации кузова.
Как будет проходить технический контроль
Непосредственное проведение технического осмотра будет возложено на специальные субъекты проведения обязательного технического контроля транспортных средств. Такие предприятия должны будут иметь в штате экспертов по проведению обязательного технического контроля транспортных средств, а также необходимое техническое оборудование. Указанные эксперты должны будут пройти специальную подготовку и получить соответствующие свидетельства экспертов.
По итогам проведенного технического осмотра транспортного средства будет формироваться электронное свидетельство (с возможностью его распечатки) и выдачи по требованию автовладельца в бумажном виде.
Информация о результатах технического контроля будет вноситься в единую общегосударственную базу (реестр) данных результатов обязательного технического контроля транспортных средств. Ее распорядителем и администратором будет Министерство внутренних дел.
Сам процесс обязательного технического контроля будет фиксироваться с помощью фото и видеотехники.
Кто именно и каким образом будет проводить технический контроль транспортных средств, пока непонятно. Предполагается, что соответствующий порядок предоставления субъектам хозяйствования права проводить техосмотр, будет установлен Кабинетом министров. Также, пока непонятна и стоимость прохождения технического контроля для физических и юридических лиц.
Интересно, что за не своевременное прохождение технического осмотра будет предусмотрен штраф в размере 100 необлагаемых минимумом доходов граждан (около 200 тыс. грн.).
Придорожная проверка
Предложенные изменения в законодательство предусматривают появление и такого термина как «придорожная проверка».
Под «придорожной проверкой» подразумевается проверка транспортных средств на их способность к эксплуатации, а также соблюдение правил перевозки грузов и наличие свидетельства о прохождении техосмотра. Такие проверки будут проводить не полицейские, а специально подготовленные эксперты.
По результатам проверки может быть составлен т. н. «протокол придорожной проверки». При этом если эксперт установит, что транспортное средство имеет серьезную неисправность, то дальнейшее движение такого транспортного средства будет запрещено.
Перспективы законопроекта
Отметим, что разработчики законопроекта предполагают, что внедрение указанных инноваций поможет навести порядок на дорогах и существенно снизит количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны.
При этом, как указано в пояснительно записке к законопроекту, на 1 тыс. украинцев в 2018 году приходилось более 200 автомобилей. Средний возраст автомобилей, которыми владеют украинцы, составляет почти 20 лет. Это, как отметили авторы законопроекта, не может не влиять на состояние безопасности на дорогах страны, а также негативно сказывается на экологии.
Отметим, что всего в Украине зарегистрировано около полумиллиона транспортных средств, которые находятся в собственности, как граждан, так и юридических лиц.
Также отметим, что представители украинской власти уже не раз заявляли, что в 2021-2022 годах техосмотр, в том или ином виде, скорее всего, станет реальностью украинских автовладельцев. Таковы требования соответствующей Директивы ЕС, выполнять которую обязалась и Украина.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.