Еще 7 декабря на подпись Президенту Владимиру Зеленскому был направлен принятый Верховной Радой законопроект 4460-д о возобновлении ответственности за ложь чиновников и судей в декларациях. Напомним, что соответствующая статья 366-1 Уголовного кодекса 27 октября была признана Конституционным Судом неконституционной.
Впрочем, Зеленский по состоянию на утро 22 декабря данный закон еще не подписал.
Основная критика данного закона сводится к тому, что вместо лишения свободы за ложь в декларациях самой жесткой санкцией будет ограничение свободы. И то – в случае умышленного внесения субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений на сумму от 9,08 миллионов грн в качестве альтернативы может быть штраф 51-85 тыс. грн (от 3 до 5 тысяч НМДГ) или общественные работы.
До решения КСУ за такие деяния чиновнику или судье грозило, в том числе, лишение свободы.
Посольства стран «Большой семерки» (G7) не устроило, что депутаты собираются сильно смягчить возможное наказание для чиновников и судей за ложь в электронных декларациях.
Свое Заключение предоставила и Венецианская комиссия. Так, по мнению Комиссии, уровень денежных штрафов и других санкций по статье за ложь в декларациях или неподачу декларации должен быть достаточно высоким, чтобы действовать в качестве сдерживающего фактора и обеспечивать наказание, соразмерное с важностью борьбы с коррупцией в Украине. А за самые серьезные нарушения должна сохраняться санкция в виде тюремного заключения.
Посол, Глава Представительства ЕС в Украине Матти Маасикас в эксклюзивном интервью для «Судебно-юридической газеты» заявил, что «закон нужно улучшать».
«Несмотря на то, что парламент собрал необходимую политическую волю и быстро отреагировал, выполняя решение КСУ от 27 октября 2020 года, принятые положения не получили положительной оценки со стороны наших экспертов и гражданского общества.
Закон не позволяет сдерживать такие преступления и обеспечивать эффективную систему декларирования активов, которая является ключевым элементом антикоррупционной политики, установленной после Революции Достоинства, и сотрудничества Украины с ЕС. Мы считаем, что закон нужно улучшать», - подчеркнул Посол.
Впрочем, по словам главы Рабочей группы по урегулированию конституционного кризиса Дениса Монастырского, «есть – желания, а есть – реальность».
Об этом он рассказал в комментарии «Судебно-юридической газете».
«Во-первых, есть желания, а есть реальность. Желание, в том числе, субъектов законодательной инициативы, Президента Владимира Зеленского в частности, в том, чтобы за существенную ложь в декларациях было бы лишение свободы.
Реальность заключается в том, что депутатский корпус поддержал позицию, согласно которой наказание предусмотрено без лишения свободы, но с ограничением свободы.
Кстати, здесь вопрос с переводом, потому что на английском языке лишение свободы во многих странах включает, в том числе, и ограничение свободы (на английском – imprisonment). Поэтому у нас были даже определенные дискоммуникации с нашими международными партнерами, когда мы общались с экспертами и советовались по разработке этого законопроекта.
Я предполагаю, что вряд ли будут поддержаны изменения относительно наказание в виде лишения свободы.
Скорее всего, закон будет подписан Президентом. Хотя мы понимаем, что и мысли многих экспертов, и заключение Венецианской комиссии предполагают, что за существенную ложь в декларациях все же должно быть лишение свободы, как это было до решения КСУ.
В то же время позиция многих фракций и отдельных депутатов заключалась в том, что КСУ уже назвал чрезмерной ответственность в виде лишения свободы за такое нарушение. И поэтому, конечно, санкции должны были пересмотреть. По первой части мы перевели этот состав в уголовный проступок, а не преступление, спустившись на одну ступеньку по общественной опасности, и в том числе определили вместо лишения свободы ограничение свободы», - отметил он.
Напомним, что Венецианская комиссия в своем Заключении также отметила, что решение КСУ № 13-р/2020 представляет собой серьезный вызов для украинского правопорядка», поскольку неконституционность статьи 366-1 УК влечет за собой прекращение уголовного производства.
«Есть риск, что некоторые люди, которые иначе были бы осуждены за ложные данные в декларациях, останутся безнаказанными.
Законодательный орган должен решить, как «заполнить» этот пробел, созданный решением КСУ, и как обеспечить непрерывность системы декларирования.
Этого можно добиться за счет усиления других мер неуголовного характера.
В качестве альтернативы факты могут быть квалифицированы в соответствии с другими, уже существующими, но менее конкретными уголовными положениями, такими как подделка официальных документов, взяточничество, хищение государственных средств и т. д.», - отмечает ВК.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.