Нардепы опять хотят внести регулирование в IT-отрасль.
В Верховной Раде появилось несколько законопроектов относительно IT-индустрии. Первый законопроект № 3933 был внесен народными депутатами от «Батькивщины» Андреем Николаенко, Сергеем Тарутой и др., второй, альтернативный 3933-1 – от «Слуги народа», в частности, его автором стал глава Комитета ВР по вопросам налоговой политики Даниил Гетманцев. Как утверждает последний, законопроект был разработан совместно с Минцифрой и Минфином и создает в Украине специальную налоговую зону – «Дия Сити» для «развития IT-бизнеса в Украине».
Как отмечает экс-глава Государственной налоговой службы Сергей Верланов, по состоянию на 2020 год IT-рынок представляет собой более 5 тысяч компаний и более 200 тысяч специалистов, которые работают в данной отрасли, это приблизительно 4,5 миллиарда долларов валютной выручки за прошлый финансовый год. «Но необходимо уточнить, что из 200 тысяч специалистов приблизительно 160-170 тысяч специалистов являются ФОПами на третьей группе упрощенной системы налогообложения.
Для того, чтобы представить себе масштаб: всего в Украине есть 1,6 млн ФОПов на единой системе, и на третьей группе упрощенной системы находится около 600 тысяч ФОПов. То есть почти треть ФОПов на этой группе – это предприниматели, напрямую занятые в IT-индустрии», – отмечает Сергей Верланов.
На сегодня отечественная IT-компания – это юридическое лицо, которое, как правило, заключает договора с международными компаниями, которым и продает свои услуги. У юрлица есть свои договора с ФОПами – инженерами, которых она нанимает. Они не находятся в трудовых отношениях, а находятся в гражданско-правовых отношениях с юрлицом. «Такая бизнес-модель занимает 80-90% всего рынка IT-услуг в Украине», – отмечает Сергей Верланов.
Оба законопроекта предлагают перейти IT-бизнесу из отношений «компания-ФОП» (то есть с гражданско-правовых) на трудовые отношения («компания-сотрудник»).
«То есть все «айтишники», которые были ФОПами, станут работать «на трудовую книжку». Для этого меняется нагрузка на фонд оплаты труда. На сегодня такая нагрузка составляет 18% НДФЛ, 1,5% военный сбор и 22% ЕСВ (минимальный ЕСВ приблизительно 1000 грн). Максимальный размер ЕСВ составляет приблизительно 75 тыс. грн (15 «минималок»).
Таким образом, налоговая нагрузка на зарплату до 75 тысяч грн составляет 41,5%», – подчеркнул Верланов.
Что же предлагают новые законопроекты, в частности, 3933? По нему предлагается уменьшить ставки НДФЛ до 5% и ЕСВ до 5%, а военный сбор вообще не применять. Однако воспользоваться этим режимом можно только тогда, когда зарплата составляет больше 5 минимальных зарплат.
Что касается компаний, то 3933 предлагает для них пониженную в 2 раза ставку налога на прибыль, т. е. не 18%, а 9%.
Альтернативный законопроект 3933-1 Гетманцева аналогично предлагает НДФЛ и ЕСВ – 5%, военный сбор не применяется. «Единственное, о чем не говорит законопроект, это о каком-то минимуме по НДФЛ, который необходимо облагать. Но он не говорит об этом прямо, как прошлый законопроект. В проекте изменений в НК написано 1200 евро в месяц, а в профильном законе, который фактически будет регулировать IT-индустрию – 1500 евро», – добавил экс-глава ГНС.
На данный момент, как отмечает Сергей Верланов, налоговая нагрузка на зарплату IT-инженера, который находится в трудовых отношениях с юрлицом, при условии зарплаты в сумме 50 тысяч грн составит 20 750 грн (18% НДФЛ, 1,5% военный сбор и 22% ЕСВ).
В случае, если такой инженер работает как ФОП, то с 50 тыс. грн он заплатит около 3500 грн налогов (очевидно, почему отрасль работает в таком режиме).
По законопроекту 3933:
Выплачивая зарплату в 50 тыс. грн, компания должна будет выплатить около 12 тысяч грн налога.
По законопроекту 3933-1:
Выплачивая зарплату в 50 тыс. грн, компания должна будет выплатить около 5 тысяч грн налога.
«Однако законопроект 3933-1 вводит для компаний специфический режим обложения налогом на прибыль. Этот режим очень похож на налог на выведенный капитал и, главное, если компания выберет этот режим, она фактически уже не сможет одновременно работать также и с ФОПами. Это будет очень невыгодно», – отметил Сергей Верланов.
В целом, среди рисков этих законопроектов он назвал урегулирование устаревшим Кодексом законов о труде отношений в айти-отрасли, что не будет способствовать ее развитию.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.