Пока между «слугами народа» проходит согласование основного, президентского законопроекта «О Службе безопасности Украины» и убеждение международных партнеров в правильности избранной позиции, своим видением, какой должна быть спецслужба, также делятся оппозиционеры. В частности, появился текст законопроекта № 3080, подготовленного народными депутатами от фракций «Батькивщина» и «ОПЗЖ».
Авторы указывают, что после принятия 21 июня 2018 года Верховной Радой Закона Украины «О национальной безопасности Украины» № 2469-VIII, который вступил в силу 8 июля того же года, должен быть изменен правовой статус Службы безопасности Украины с правоохранительного органа специального назначения на государственный орган специального назначения с правоохранительными функциями. Соответственно, работа обновленной СБУ должна быть сосредоточена исключительно на противодействии разведывательно-подрывной деятельности против Украины, борьбе с терроризмом, контрразведывательной защите государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасности, экономической и информационной безопасности государства, а также охране государственной тайны.
Кроме этого, авторы отмечают, что функции СБУ, которые обеспечивают выполнение возложенных на нее задач, а также полномочия предусмотрены не только Законом Украины «О Службе безопасности Украины», но и другими законодательными актами, регулирующими специальные виды деятельности, в частности оперативно-розыскную, контрразведывательную, уголовно-процессуальную и т. д. Поэтому, кроме новой редакции Закона Украины «О Службе безопасности Украины», они предлагают также изменения в Уголовный кодекс Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины, законы Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», «О контрразведывательной деятельности», «О государственной тайне» и другие законодательные акты.
Хотя, если пристально рассмотреть предложенные данными авторами изменения, можно убедиться, что все они носят не революционный, а косметический характер. Например, в Уголовный кодекс добавлены лишь санкции, которые накладываются за неправомерные действия с информацией, которая обрабатывается в электронно-вычислительных машинах (компьютерах), автоматизированных системах, компьютерных сетях или хранится на носителях такой информации, а также за несанкционированное вмешательство в работу указанных систем (часть третья и четвертая статьи 361, часть третья статьи 361-2, часть четвертая и пятая статьи 362, часть вторая статьи 363, часть третья и четвертая статьи 363-1).
В Уголовном процессуальном кодексе, соответственно, расширена подследственность СБУ, согласно указанным выше статьям.
В остальных законодательных актах предложенные изменения также носят преимущественно уточняющий характер. Правда, достаточно внимания уделено вопросам контрразведывательной деятельности в соответствующем профильном законе. Дано, в частности, определение, что такое контрразведывательные мероприятия. Указаны их виды, а также уделено внимание особенностям рассмотрения судом ходатайств о предоставлении разрешения на проведение контрразведывательных мероприятий.
Также расширена конкретика в отдельных статьях Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», которая касается порядка предоставления статуса участника боевых действий и других привилегий лицам, которые конфиденциально сотрудничают с СБУ.
Таким образом, данный законопроект развивает тему того, что СБУ должна быть спецслужбой с акцентом на контрразведывательной деятельности, однако не затрагивает такие важные вопросы, как ограничение влияния на бизнес-структуры, а также более углубленный гражданский контроль над службой.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.