Набирает обороты скандал, связанный с увольнением с должности руководителя местной прокуратуры №2 в Запорожье Романа Мазурика. 22 февраля 2019 года генеральный прокурор подписал соответствующий приказ на основании представления Совета прокуроров Украины, который рекомендовал лишить прокурора руководящей должности за якобы «ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, установленных для соответствующей административной должности» (п. 3 ч. 1 ст. 41 Закона Украины «О прокуратуре»).
В ответ опальный прокурор провел уже несколько пресс-конференций для средств массовой информации, на которых объяснил истинные причины своего увольнения, и рассказал, что собирается предпринять в дальнейшем.
«Судебно-юридической газете» он также рассказал о нынешнем состоянии органов прокуратуры и поделился своим пониманием необходимых изменений в этой системе.
По словам Р. Мазурика, его увольнение с должности напрямую связано с нежеланием участвовать в некоторых процессах, связанных с предвыборной кампанией. В частности, руководство областной прокуратуры ставило ему «негласные приказы» об определенном воздействии на подчиненных, участвующих в расследованиях, связанных с некоторыми политическими фигурами и выборами. Руководителя местной прокуратуры обязывали регистрировать «нужные» уголовные производства, подписывать соответствующие уведомления о подозрении, согласовывать либо отклонять ходатайства следователей о проведении обысков, добиваться избрания меры пресечения в виде временного лишения свободы и т.д. Большинство устных распоряжений выходили за рамки положений Уголовного процессуального кодекса.
«Такие требования я сам отказывался выполнять и своих сотрудников не заставлял. После этого дела у меня забирались и передавались в другие прокуратуры», — рассказал экс-руководитель.
А с октября 2018 года на Запорожскую местную прокуратуру №2 началось серьезное административное давление. Вначале вдруг появились жалобы, причем одновременно, на действия 11 сотрудников прокуратуры. По ним областная прокуратура сразу же назначила служебные расследования.
«Во всей областной прокуратуре работает около 450 человек. За весь прошлый год на них поступило всего 18 жалоб. Из них 11 — в течение одного месяца на сотрудников второй местной прокуратуры. Не странно ли? Они взяли, к примеру, все дела, где мои сотрудники были процессуальными руководителями, посмотрели, где следователи полиции проявили наименьшую активность, и сказали, что раз на действия полиции сотрудники прокуратуры никак не влияли, а их непосредственный руководитель не принял надлежащих мер, то налицо ненадлежащее выполнение должностных обязанностей», — отмечает Р. Мазурик.
Еще одна причина увольнения с должности, которую озвучили снятому руководителю — самое большое количество оправдательных приговоров по сравнению с другими прокуратурами.
«Я считаю себя прокурором новой формации, проходил много тренингов с экспертами Совета Европы по практике Европейского суда по правам человека, и позиция соревновательности в процессе — это адекватная современная норма. Поэтому говорить, что сам факт наличия оправдательного приговора — это свидетельство брака в работе, это какое-то устаревшее мышление. Кстати, таких оправдательных приговоров в моей прокуратуре было меньше полпроцента», — сокрушается в ответ Роман.
Результаты служебных проверок были направлены в дисциплинарную комиссию прокуроров, однако та не увидела в действиях сотрудников прокуратуры каких-либо нарушений. Романа приятно удивил этот факт поддержки со стороны органа прокурорского самоуправления. Но несмотря на такие выводы, его уволили с должности.
«Вызвали на заседание Совета прокуроров первый раз. Я приехал, но мне не предоставили полного пакета документов, забыли его приложить. В связи с этим заседание перенесли. Вскоре сообщили, что заседание назначено на 20-е число, но в тот день у меня была сдача государственного экзамена для получения второго высшего образования, о чем я заранее предупредил. Я написал ходатайство в Совет прокуроров с просьбой перенести заседание на 21 число. Вначале мне утвердили эту дату, но накануне, 20 февраля, за полчаса до экзамена меня набрали из Совета прокуроров и сказали, что они передумали и будут рассматривать мое дело без моего участия. Я готов был вечером после экзамена прибыть в Киев и защищать свои права, но Совет прокуроров не стал меня ждать», — продолжил рассказ Роман.
По его сведениям, судьбу руководителя местной прокуратуры решали 9 человек — как раз необходимое для кворума количество. Решение принималось большинством голосов, но сколько конкретно проголосовали «за», информации нет. Следует понимать, подчеркивает опальный прокурор, что Совет прокуроров состоит из 13 человек, двое из которых являются учеными, а остальные — сотрудники прокуратуры, как правило, нижнего звена, у которых есть начальники, и которым сложно устоять под административным давлением.
Запорожский прокурор намерен бороться с несправедливым решением, и уверен, что правда на его стороне.
Согласно закону, после увольнения он мог либо уволиться из органов прокуратуры, либо получить переназначение на должность рядового сотрудника местной прокуратуры. Он предпочел второе и перешел в Запорожскую местную прокуратуру №1, а затем воспользовался правом на законный отпуск, в котором будет находиться до конца апреля.
«Я это сделал потому, что началось колоссальное давление на сотрудников, моих бывших подчиненных, с целью установить факт, что якобы я подговариваю их на бунт. Чтобы не компрометировать людей, с которыми я работал, и не приносить им сложности, я решил перейти в соседнюю местную прокуратуру», — объяснил свои действия Р. Мазурик.
Сложности для него, он чувствует, будут продолжаться. Он дал пресс-конференцию для запорожских средств массовой информации о реальных причинах увольнения, и за сам факт такой пресс-конференции в отношении прокурора начали новое служебное расследование — хотят найти в действиях Мазурика факты нарушения Кодекса прокурорской этики. Областная прокуратура не имеет права запрещать проведение пресс-конференций, однако есть положение, утвержденное генпрокурором, в котором записано требование, что перед публикацией в СМИ информация о работе конкретного органа прокуратуры согласовывается с руководителем областной прокуратуры.
«Меня будут пытаться выдавить вообще из прокуратуры. Для этого, кроме служебного расследования, могут также открыть несколько каких-то уголовных производств и в их рамках проводить негласные следственные действия. Сегодня открыть уголовное производство просто — любая общественная организация или даже частное лицо может сообщить о якобы совершении мною какого-то преступления. А любой следственный орган или прокурор обязаны зарегистрировать заявление о преступлении и начать его проверку. В свою очередь, я уже подал иск о восстановлении в должности в Киевский окружной административный суд по месту нахождения ответчиков — Генеральной прокуратуры и Совета прокуроров, и рассчитываю, что суд первой инстанции вынесет решение в мою пользу в июне-июле нынешнего года», — отметил Роман Мазурик.
Находясь в отпуске и готовясь к судебным заседаниям, запорожский прокурор одновременно задумался над вопросами реформирования прокуратуры. Он понимает, что решения многих вопросов не найти без законодательных изменений, но какие-то шаги уже можно предпринять и сегодня. Например, поменять структуру.
«Структура органов прокуратуры, к сожалению, не поменялась. Все отделы и подразделения продолжают работать согласно духу Уголовного процессуального кодекса хрущевских времен, пытаясь «натянуть» на него требования нового УПК, принятого в 2012 году. При всем желании молодые прокуроры не могут перевести работу с карательных функций на европейские стандарты», — заявляет Р. Мазурик.
По его сведениям, из 450 сотрудников Запорожской областной прокуратуры 150 состоят в административном аппарате. Из них лишь 20 ведут процессуальное сопровождение уголовных дел.
Чтобы изменить существующее положение дел, экс-руководитель прокуратуры предлагает сократить количество сотрудников прокурорского аппарата области до 50 человек, а остальных сделать процессуальными руководителями в местных прокуратурах. Уже только этот шаг, по мнению Р. Мазурика, снизит уровень коррупционного воздействия на бизнес и административного давления на сотрудников прокуратуры области.