Комитет министров Совета Европы опубликовал решение по группе дел «Юрий Николаевич Иванов, Группа Жовнер и Бурмич и другие против Украины» (заявление №40450/04) по итогам заседания, которое проходило 12–14 марта 2019 года.
Решение КМСЕ принято в рамках выполнения надзора за исполнением Украиной пилотных решений Европейского суда по правам человека.
Напомним, 12 октября 2017 года Европейский суд по правам человека передал Комитету министров Совета Европы более 12 тысяч дел, которые касаются невыполнения решений национальных судов в Украине. «Все они происходят от той же системной проблемы, которая была установлена в пилотном решении по делу «Юрий Иванов против Украины», а именно — из-за сбоев в функционировании украинской судебной системы, которые препятствуют выполнению окончательных судебных решений…» — отметил ЕСПЧ.
Ранее «Судебно-юридическая газета» писала о том, что заявители, получившие положительный ответ от Большой палаты Европейского суда по правам человека о присоединении к делу «Бурмич против Украины», не понимают, куда обращаться за выполнением решения.
«Сегодня Комитет опубликовал решение по этой группе дел. Традиционно длинное — на 10 абзацев. Традиционно указано на длительный и систематический характер проблемы и напоминается, что срок, установленный судом, быстро приближается. Но в трех (!!!) абзацах (в одном из них дважды) КМСЕ положительно оценил усилия Украины по выполнению этого решения», — отмечает замминистра юстиции Иван Лищина на своей странице в фейсбук.
Так, Комитет министров Совета Европы:
1. Вновь подтвердил, что проблема неисполнения или несвоевременного исполнения судебных решений в Украине, которая лежит в основе эффективного функционирования системы правосудия, сохраняется в Украине в течение длительного времени и рассматривается Комитетом с 2004 года, и в частности, что не было введено эффективной системы возмещения ущерба, несмотря на указания, представленные Судом в пилотном решении по делу Юрия Николаевича Иванова;
2. Подчеркнул важность стабильного политического курса на самом высоком уровне и первоочередного внимания к решению этой давней проблемы, обеспечения быстрого прогресса до тех пор, пока эта проблема, которая представляет собой серьезную опасность для утверждения верховенства права, не будет полностью решена;
3. Сожалеет о том, что законопроект, устанавливающий первоначальный механизм исполнения судебных решений по историческим долгам, не был принят.
Тем не менее, КМСЕ напомнил, что этот проект не вносит существенного вклада в долгосрочное решение проблемы, и настоятельно призвал власти разработать комплексный законодательный пакет параллельно с принятием других практических мер, обеспечивающих автоматическое исполнение судебных решений;
4. С интересом отметил, что законопроект включает пересмотр определенных мораториев, предлагает компенсацию за задержки в исполнении и вводит сроки регистрации долгов; призвал власти следить за намерениями, выраженными в законопроекте, отменить ограничения на исполнение судебных решений, включая моратории; предложил властям безотлагательно разработать комплексный законодательный пакет на основе тщательного экспертного анализа и призвал их принять во внимание анализ, разработанный при содействии Human Rights Trust Fund и секретариата;
5. Настоятельно призвал власти без каких-либо дальнейших задержек завершить работу по выявлению первопричин и перейти от предварительного видения первопричин к всеобъемлющей стратегии, определяющей необходимые институциональные, законодательные, финансовые и другие практические меры на основе тщательного экспертного анализа, прецедентного права Суда и предыдущих указаний, данных Комитетом;
6. С интересом отметил работу, проделанную властями по исполнению некоторых решений «группы Бурмича» национальными судами. Приветствовал усилия властей по унификации электронных реестров судебных и исполнительных производств и меры, принятые для расчета судебной задолженности Пенсионного фонда;
7. Настоятельно призвал украинские власти безотлагательно завершить незавершенную работу по подсчету общей суммы задолженности, вытекающей из неисполненных решений, которая также должна включать долги по решениям, подлежащим мораторию;
8. Приветствовал распределение средств на 2019 год, о котором сообщили власти, и настоятельно призвал их обеспечить дальнейшее выделение необходимых средств;
9. С обеспокоенностью отметил, что поскольку до истечения предельного срока, установленного Европейским судом 12 октября 2019 года для исполнения решения в деле Бурмича, осталось всего несколько месяцев, власти не доработали всеобъемлющую стратегию; подчеркнул необходимость того, чтобы власти активизировали свои усилия в тесном сотрудничестве с проектом Human Rights Trust Fund и секретариатом;
10. Решил возобновить рассмотрение этой группы дел на своем 1348-м заседании (июнь 2019 г.) (DH) и, чтобы Комитет мог оценить достигнутый прогресс, предложил украинским властям представить сводный план действий до 15 апреля 2019 года.
«Есть такая старая армейская шутка о том, что на учениях отлично проявили себя десантники, хороши были танкисты и саперы, но самым неожиданным образом проявили себя связисты — их почти не ругали», — отметил Иван Лищина. Он добавил, что «впереди у нас еще:
- принятие законопроекта №8533 (Рада, ауууу! Нет, я понимаю: выборы, шмиборы, все дела, но есть же какая-то страна, в ней живут люди, которые надеются получить деньги, присужденные им некогда судами этой страны);
- заставить работать систему векселей (вот не понимаю, почему они не работают, если все законодательные и подзаконные основы для них уже существуют);
- разработать и хотя бы подать в ВР проекты законов, которые будут адресовать корни проблемы невыполнения.
Но вот прямо сейчас я хочу остановить время, хотя бы минут на 15 и почувствовать это ... почти не ругали», — добавил замминистра.
Отметим, что в свежем выпуске «Судебно-юридической газеты» можно ознакомиться со статьей, в которой раскрыты все аспекты системной проблемы невыполнения решений судов в Украине.