На первой посленовогодней пленарной неделе парламент приоритетными для рассмотрения определил законопроект о так называемой реинтеграции Донбасса (№ 7163) и о приватизации государственного имущества (№7066). Только после принятия данных нормативных актов был обещан переход к следующему, не менее важному вопросу — включению в повестку дня сессии проекта закона о Высшем антикоррупционном суде (№ 7440) и альтернативных ему вариантов.
На данный момент депутаты обещают, что законопроект №7440 «О Высшем антикоррупционном суде» внесут в повестку дня и примут в первом чтении в начале следующей сессии Верховной Рады.
Однако, по словам спикера Верховной Рады Андрея Парубия, рассматривать законопроекты о ВАКС в сессионном зале парламент сможет только после обсуждения их в профильном комитете.
Как известно, 22 декабря 2017 года Президент Украины Петр Порошенко внес свой законопроект в парламент как неотложный, а в Администрации Президента поспешили заверить, что новый правовой акт об антикоррупционном суде разработан в соответствии с Конституцией Украины и рекомендациями Венецианской комиссии.
Возможно, это было преждевременное заявление, потому что в Украине уже давно на слово никому не верят. В результате имеем еще четыре альтернативных законопроекта, поданных вдогонку народными депутатами Валерием Писаренко, Сергеем Каплиным, Игорем Луценко и группой депутатов от фракции «Самопомощь» во главе с Еленой Сотник.
О президентском проекте успели высказаться и международные партнеры Украины — Европейский Союз, Международный валютный фонд и Всемирный банк. Высказались резко и критично. Остроты моменту добавляет и то обстоятельство, что создание специализированного антикоррупционного суда является одним из обязательств, которые наша страна взяла на себя перед партнерами. Выполнение их прямо влияет на дальнейшее получение финансовой помощи и даже на существование безвизового режима для граждан Украины.
Чего хотят доноры
Первым в этом году об Антикоррупционном суде в Украине заговорил глава Представительства Европейского Союза в Украине Хюг Мингарелли. Он потребовал от украинской власти ускорить процесс создания суда.
«Мы прежде всего должны укрепить созданные антикоррупционные органы: Национальное антикоррупционное бюро, Национальное агентство по предупреждению коррупции и другие, а также срочно нужно, чтобы заработал Антикоррупционный суд, о чем очень долго говорят и на чем настаивает Венецианская комиссия», — заявил глава Представительства ЕС.
Более конкретные требования были высказаны в письмах главы миссии МВФ Рона ван Родена и регионального директора Всемирного банка Сату Кахонена.
В первую очередь международные доноры сообщили, что в президентском законопроекте учтены не все рекомендации Венецианской комиссии. Они также предупредили, что если Украина заинтересована и в дальнейшем получать финансовую помощь, то обязана привести законопроект в полное соответствие с рекомендациями. При этом подача нового законопроекта не является обязательной, достаточно его пересмотра.
В Администрации Президента якобы согласились. «Сегодня проект закона находится в Верховной Раде, поэтому все дискуссии о тех или иных нормах должны проходить в рамках правового поля в украинском парламенте», — сообщили в АП.
Требования международных партнеров Украины сводятся в принципе к трем основным моментам: о процедуре отбора судей, о требованиях к кандидатам на должности судей и о юрисдикции нового суда.
Венецианская комиссия предложила Украине две модели создания специального органа для отбора антикоррупционных судей. Одну часть членов отборочной комиссии может назначать Высшая квалификационная комиссия судей, а другую часть — Международный общественный совет. Возможен также вариант временного включения экспертов, рекомендованных международными организациями, как «ad hoc» членов ВККС.
Но, как настаивает Венецианская комиссия, в каждом из вариантов международные участники должны играть решающую роль в отборе антикоррупционных судей.
В президентском законопроекте говорится только о создании общественного совета из международных экспертов. Отрицательные выводы такого совета будут не приниматься, если против них выступят две трети (11 из 16) членов Высшей квалификационной комиссии судей.
Относительно кандидатов на должности судей ВАКС, то к ним в президентском законопроекте предъявляются высокие требования. В дополнение к судейскому, адвокатскому или научному опыту, каждый кандидат должен иметь «значительный опыт профессиональной деятельности в области права по вопросам противодействия коррупции в международных организациях или международных судебных органах». Международные партнеры советуют опуститься на землю и выдвигать к кандидатам более выполнимые требования.
Кроме того, в законопроекте не определено количество судей Антикоррупционного суда, что ставит орган в зависимость от решений Государственной судебной администрации и Высшего совета правосудия.
Что касается юрисдикции нового суда, то президентский проект также отошел от первоначальной рекомендации Венецианской комиссии установить юрисдикцию АКС в соответствии с юрисдикцией НАБУ и САП. В законопроекте, зарегистрированном от имени Президента, ВАКС предписано заниматься также делами других правоохранительных органов, не связанными с коррупцией высокопоставленных лиц. Если назначать для рассмотрения в ВАКС все коррупционные дела, то это, по мнению доноров, быстро разбалансирует работу суда и «утопит» его в рутине.
Оценка перспектив участниками процесса и экспертами
Если парламент будет упорно работать, то за два месяца законопроект о Высшем антикоррупционном суде вполне возможно принять, считает заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия Сергей Алексеев.
Этот депутат фракции «Блок Петра Порошенко» известен также своим законопроектом № 6529, в котором он предлагал вообще отказаться от создания Высшего антикоррупционного суда и ввести в местных общих и апелляционных судах специализацию судей по уголовным производствам и административным правонарушениям, связанным с коррупцией.
Сегодня депутат разделяет идеологию президентского законопроекта. В отношении сроков создания ВАКС Сергей Алексеев заявил, что проведение конкурса на должности судей Высшего антикоррупционного суда может состояться быстрее, чем это было в обновленный Верховный Суд.
«Сейчас уже есть определенный опыт, поэтому где-то 2 месяца в парламенте и месяцев 10 на конкурс», — определил он временные рамки создания ВАКС.
Внесением в парламент своего законопроекта о ВАКС Президент все-таки проявил свою политическую волю, отмечает профессор кафедры уголовного и уголовного процессуального права Национального университета «Киево-Могилянская академия», эксперт Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк.
«Однако свою волю глава государства должен проявить как минимум трижды: кроме внесения проекта о Высшем антикоррупционном суде, Президент после принятия парламентом должен его подписать и обнародовать. А после этого внести проект еще одного закона — о создании ВАКС, после принятия которого Государственная судебная администрация по согласованию с Высшим советом правосудия в течение месяца должна определиться с количеством судей», — делится своим мнением эксперт.
Вообще удивительный алгоритм предложен президентской командой, когда год выделяется на проведение конкурса на должность судей, но никто не знает их количества, добавляет Николай Хавронюк.
Он также считает, что главная особенность Высшего антикоррупционного суда должна заключаться в освобождении этой судебной инстанции от непрофильных или малозначимых дел, чтобы у судей не было возможности сослаться на нехватку времени для рассмотрения действительно серьезных преступлений, связанных с коррупцией.
Если говорить о сроках создания, то даже согласно тексту президентского законопроекта, имеем 14 «законных» месяцев с момента принятия первого закона и до начала работы суда. Это, в лучшем случае, март 2019 года.
При этом суд все равно может не заработать. В переходных положениях президентского законопроекта указано, что после создания ВАКС, производства, которые уже были начаты в других судах, передаются в антикоррупционный суд со дня начала его работы. Таких производств может быть сотни и тысячи, и существует опасность, уверен эксперт, что это парализует его работу. Также сузит эффективность суда положение о необходимости рассмотрения всех производств судебными тройками, а не отдельными судьями.
«Все можно поправить, но в любом случае, сейчас политическую волю должен продемонстрировать парламент. Если ее не будет, то и ни один из предложенных законопроектов не будет принят, причем ни в этом, ни в следующем году», — отметил Николай Хавронюк.