Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Согласно новому Закону Украины «О государственной службе», в Украине вводится новая должность — государственный секретарь.
Уже 7 ноября состоится первое заседание Комиссии по отбору госсекретарей. «Судебно-юридическая газета» разбиралась, что это за должность и зачем она нужна.
Попытка номер два
С принятием Закона Украины «О госслужбе» в нашей стране активно заговорили о внедрении должности государственного секретаря. Отметим, что в Украине уже был негативный опыт деятельности института государственных секретарей, который был введен указом тогдашнего президента Леонида Кучмы в 2001 году и им же отменен в 2003 году. Но на этот раз механизм уже, по сути, запущен, более того, закреплен на законодательном уровне.
Так, ст. 6 Закона «Категории должностей государственной службы» говорит, что теперь к категории «А» (высший корпус государственной службы — прим. ред.) относятся также должности государственного секретаря Кабинета Министров Украины и его заместителей, государственных секретарей министерств.
Собственно полномочия Государственного секретаря министерства изложены в Переходных положениях закона. Так, там значится, что государственный секретарь министерства является высшим должностным лицом из числа государственных служащих министерства. Государственный секретарь подотчетен и подконтролен министру.
Сначала предполагалось, что заработная плата госсекретаря будет в районе 12 тыс. грн в месяц (с премиями и доплатами — 15-17 тыс. грн). Но логично, что на эту зарплату хороших специалистов подобрать трудно. Поэтому правительство недавно одобрило постановление, предусматривающее дополнительные надбавки за интенсивность труда и за выполнение особо важной работы в размере не менее 50% от должностного оклада каждая. Таким образом, в настоящее время заработная плата государственного секретаря министерства должна быть на уровне 35-37 тыс. грн в месяц.
Госсекретарь министерства назначается на должность Кабинетом Министров Украины по представлению Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы сроком на пять лет с правом повторного назначения.
Основными его задачами является обеспечение деятельности министерства, стабильности и преемственности в его работе, организация текущей работы, связанной с осуществлением полномочий министерства.
Государственный секретарь министерства в соответствии с возложенными на него задачами:
Конкурс и требования
Согласно закону, до конца 2016 года должны быть объявлены конкурсы и назначены на должности госсекретарей победители таких конкурсов во всех 18-ти министерствах в Украине.
Собственно, 11 октября 2016 года Кабинет Министров Украины, своим распоряжением №732-р от 11 октября 2016 «Об объявлении конкурса на занятие вакантных должностей государственных секретарей министерств» объявил конкурс на замещение должностей государственных секретарей восьми министерств:
- Министерства аграрной политики и продовольствия Украины;
- Министерства внутренних дел Украины;
- Министерства экологии и природных ресурсов Украины;
- Министерства экономического развития и торговли Украины;
- Министерства энергетики и угольной промышленности Украины;
- Министерства инфраструктуры Украины;
- Министерства информационной политики Украины;
- Министерства культуры Украины.
Конкурс на такие должности будет проводить Комиссия высшего корпуса государственной службы.
Кандидатом на должность государственного секретаря министерства может быть гражданин Украины, имеющий высшее образование, общий стаж работы не менее семи лет, включая опыт управленческой работы не менее трех лет, и отвечает другим требованиям, определенным законом.
Также в приложении к указанному распоряжению КМУ изложены требования к профессиональной компетентности.
Общие требования: высшее образование (магистр); стаж работы не менее семи лет (общий); опыт работы на должностях государственной службы категорий «А» или «Б», или на должностях не ниже руководителей структурных подразделений в органах местного самоуправления, или опыт работы на руководящих должностях в соответствующей сфере — не менее трех лет; и свободное владение государственным языком.
Также там прописаны специальные требования: знание законодательства; профессиональные знания; наличие лидерских навыков; умение принимать эффективные решения; коммуникация и взаимодействие; управление изменениями; управление организацией и персоналом; управление публичными финансами; работа с информацией.
Мнение экспертов
Эксперты утверждают, что должность государственного секретаря существует в ряде европейских стран. По идее, он будет подчиненным министра. Основное его задание — это выработать пути реализации инициатив министра, обеспечивать преемственность, институционную память и законность в работе министерств.
Также госсекретарь является государственным служащим; руководит Аппаратом министерства; не может заменять министра на заседаниях Кабмина (это функция политического заместителя министра); обеспечивает исполнение поручений министра; представляет министерство как юридическое лицо (в гражданско-правовых отношениях); принимает индивидуальные акты относительно государственных служащих и др.
По словам народного депутата Украины Алены Шкрум, внедрение должности государственного секретаря очень насущное, т.к. это даст толчок реформе государственной службы. Она отметила, что на сегодняшний день для того, чтобы эта должность была внедрена, очень важно, чтоб Верховная Рада приняла законопроект №4526-д, в котором более подробно прописаны полномочия государственного секретаря, а также их соотношение с полномочиями министра.
Но некоторые эксперты утверждают, что внедрение должности госсекретаря несет большую угрозу.
«Это скорее «реформаторская фикция» правительства. Полномочия секретаря не до конца понятны. Того, что написано в Законе Украине «О госслужбе», мало, а закон, где все детально прописано, еще не принят. Также нет инструментов для работы госсекретаря. Нет команды, людей, с которыми бы он смог работать», — отметил глава Национального агентства Украины по вопросам государственной службы в 2014 году Денис Бродский.
Также специалисты отмечают, что институт государственного секретаря может быть использован как политический инструмент контроля и влияния над министрами.
Вместе с тем не стоит забывать, что в большинстве демократических европейских стран государственные секретари успешно функционируют. Что ж, будем надеяться, что в нашей стране эта должность также будет эффективной.
Как пояснил глава Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, член Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы Константин Ващенко, 11 октября правительство огласило про отбор на первые восемь должностей государственных секретарей министерств. Общее количество секретарей будет составлять 18 человек плюс госсекретарь Кабинета Министров Украины.
«Но очевидно, что сразу все конкурсы провести невозможно. Поэтому все происходит поэтапно. До 28 октября кандидаты имели возможность подать соответственные документы. 7 ноября начнется первый этап конкурсного отбора. Всего этих этапов три: тестирование, разрешение ситуационных заданий и собеседование», — подчеркнул Константин Ващенко.
О функциях и полномочиях госсекретаря подробнее рассказала народный депутат Украины Алена Шкрум.
«Во-первых, эта должность есть почти во всех странах мира, просто где-то это называется генеральный секретарь, где-то государственный секретарь. Это человек вне политики.
Т.е. министры приходят и уходят, а госсекретарь работает долгосрочно. Когда только приходит министр, то с первого дня работы он не разбирается в тех вопросах, которые ведет. Однако, он приходит с четким коалиционным соглашением, программой правительства, которую он должен будет исполнить. Получается, что людей, которые там до этого находились, они либо увольняют и назначают своих людей, которые ни в чем не разбираются и все расшатывают, либо они вообще не понимают, как строить государственную политику. Вот тут ему должен помочь профессиональный государственный аппарат.
У нас пока профессионального государственного аппарата нет. Ведь то, что было еще в советское время, или до правительства Януковича, все было уничтожено тем, что увольняли всех, кто был в не «фаворе», и набирали своих людей. Таким образом, «вымыли» сначала хороших людей, потом профессиональных, потом неугодных, потом тех, кто не берет взятки и таким образом «вымыли» всех. Для меня самим ярким примером является Минздрав. Ведь сначала в нем работало наибольшее количество людей. Но потом уволили тех людей-профессионалов, которые протестовали против того чтобы закупать вакцины по 400 грн вместо 100 грн, потом добили людей тем, что поставили зарплаты по 1000 грн и убрали все доплаты. Таким образом, уничтожили все.
Теперь же, когда приходит госсекретарь в министерство, он оглашает конкурс, набирает персонал, следит за дисциплинарными производствами. Сейчас, когда приходит министр, у него есть поручения, которые он дает. Но 80% этих поручений не исполняется. Если бы такое было в бизнесе, то компания давно бы «загнулась». Но поскольку деньги выделяются из Госбюджета, то это особо никого не волнует. Тем более, очень часто министра саботируют, его идеи не пропускают.
Теперь госсекретарь будет руководить министерством. Он подписывает бумаги, контролирует документооборот, оглашает конкурсы. Конечно, министр может контролировать все, но секретарь должен хорошо разбираться в теме, знаться на управлении персоналом. Потому что сейчас министр как «слепой котенок» заваленный делами, и не может во все вникнуть.
В идеале это должно быть так: министр приходит со своей программой и советуется с госсекретарем, что можно исполнить, а что нет в силу каких-то причин. Поскольку последний должен быть профессионалом своего дела, он может посоветовать министру, как поступить правильно. На примере, есть генеральный директор, и есть SEO. Так вот, SEO — это госсекретарь», — пояснила народный депутат.